Закон перехода количественных изменений в качественные
Grandars.ru » Философия » Теория философии »
« вернуться Диалектика

Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие объекта происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную меру и вызывают качественные изменения, а они, в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

Качество — это целостная характеристика единства существенных свойств объекта, его относительной устойчивости, его отличия, а также сходства с другими объектами. Гегель определял качество как тождественную с бытием определённость предмета. Это значит, что качество неотъемлемо от предмета. Данный предмет, теряя свое качество (существенную определённость), перестаёт существовать именно как данный предмет: он меняется качественно. Качество обнаруживается в совокупности свойств предмета. Свойство — это способ проявления определённой стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. В различных обстоятельствах объект может представать различными своими свойствами. Так, человек в различных обстоятельствах может проявить различные свои качественные грани. Некоторые свойства предмета могут меняться без того, чтобы менялось его качество.

Количество — это такая определённость вещи, благодаря которой её можно разделить (реально или мысленно) на однородные части или собрать воедино. Гегель определял количество тоже как определённость предмета, но не тождественную с его бытием.

Всё, любое качество имеет свою меру — зону, в пределах которой данное качество не изменяется в силу изменения количества, сохраняя при этом существенные характеристики (то есть качественную определённость). Таким образом, при переходе через границу меры сколь угодно малые количественные изменения влекут за собой коренные качественные изменения.

Таким образом, количественные изменения в предметах лишь до известных пределов не вызывают изменений качества. За этими пределами (граница меры), специфическими для каждого предмета и процесса, количественные изменения необходимо вызывают коренные изменения качества.

Развитие как переход от старого качества к новому связано со скачком, перерывом постепенности. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, превращение его в новое в результате количественных изменений. По сравнению с предшествующей, эволюционной стадией развития скачок представляет собой более или менее открытые, быстрые изменения. Можно выделить два вида скачков в процессе развития: скачки, протекающие в быстром темпе, бурно (со «взрывом»); скачки, осуществляющиеся постепенно, по частям, по ступеням. Однако скорость протекания скачка относительна, и постепенные скачки тоже могут быть относительно быстрыми.

Закон перехода количественных изменений в качественные важен для понимания диалектической концепции развития природы, общества и познания. Этот закон раскрывает механизм развития, отвечает на вопрос, как происходит развитие.

Основные понятия и характеристики закона

Большое значение в применении закона перехода количественных изменений в качественные имеют категории «количество», «качество», а также «мера».

Свойство (исходное понятие данного закона) — наличие и характер изменчивости объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств;

Качество — совокупность основных необходимых свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других.

Количество — объем изменения объекта.

Мера — это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные.

Скачок — переход от одного качества к другому.

Через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, кроме как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать — научись сначала ходить, хочешь накопить научные знания — научись сначала читать. Развитие — это выход на новый качественный уровень, иначе это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.