Закон единства и борьбы противоположностей

Grandars Философия Теория философии

Закон взаимопроникновения противоположностей характеризует источник развития, который усматривается не во внешнем воздействии (толчке, взрыве), а во внутренней противоречивости объекта.

Закон единства и борьбы противоположностей иногда характеризуют как ядро диалектики. Он отвечает на вопрос, почему происходит развитие, то есть вскрывает его источник, движущую силу.

Диалектическое противоречие — это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность — сторона противоречия. Противоречие представляет собой некоторое целое, в котором есть противоположные стороны, существующие и в единстве (тождестве), и в отрицании друг друга (в «борьбе»).

Борьба противоположностей даёт о себе знать в процессе развития, перехода к новому качеству. Это борьба старого и нового, устойчивого и изменчивого, положительного и отрицательного.

Развитие неизбежно порождает столкновение противоположностей, их борьбу. Разрешение этой борьбы противоположностей с неизбежностью порождает новые противоречия. Единство и борьба противоположностей как развитие противоречия имеет несколько ступеней:

  • тождество;
  • различие;
  • противоположность.

Таким образом, тождество (равенство, сосуществование противоположностей) есть зародыш противоречия, его предпосылка. Нельзя не заметить, что вещи, оставаясь тождественными самим себе, в то же самое время изменяются, разрушаются. Машины изнашиваются, все объекты материального мира становятся другими.

Единство противоположностей состоит в следующем:

  • они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;
  • взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;
  • взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие — крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:

  • выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;
  • решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозирование последствий их разрешения, умение управлять собой.

0.082 сек.