Восточная философия
Grandars.ru » Философия »
« вернуться История философии

Восточная философия

Особенности философии Древнего Востока. Основные школы древнеиндийской философии: локаята, джайнизм, буддизм. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство.

Европейская (западная) и восточная философские традиции значительно отличаются друг от друга. Они отличаются и по предмету исследования, и по методу.

Выделим особенности древневосточной философии. Философия Древнего Востока больше ориентируется на этическую проблематику, на проблемы социальной философии, утверждая коллективизм и тезис о том, что блага общества и государства выше индивидуальных благ человека. Эта философия отличается и по методу: она опирается, прежде всего, на чувственное познание, что сближает её с мифологией и религией. Философия же Древней Греции уже с момента возникновения рациональна, опирается преимущественно на возможности человеческого разума, рассматривает проблемы личности, её неповторимости, её свободы и ответственности.

Философия Древней Индии

Первые философские учения в Древней Индии начали появляться в VIII-VII вв. до н.э. в форме критики ведических учений. «Веды» (то есть знание) - это сбор произведений, которые создавались в течение нескольких столетий. Самые старшие из этих произведений возникли примерно за 1,5 тысячи лет до нашей эры. Эти произведения представляли особое знание, в котором были слиты мифологические и религиозные знания. «Веды» постепенно дополнялись комментариями, которые сочинялись брахманами (служителями религиозного культа). Философские комментарии к «Ведам» назывались «Упанишады».

Первыми критиками «Вед» и брахманизма стали шраманы - аскеты-проповедники, а эта критика заложила основу для формирования первых философских школ в Древней Индии и способствовала появлению первых философских текстов, которые назывались сутрами. Сутры - это изречения, афоризмы. В этих текстах были переплетены мифология, религия, обыденное и начала научного познания, их обобщения.

Основные философские школы Древней Индии - это, с одной стороны, оппозиционные Ведам (неортодоксальные) - локаята (или чарвака), буддизм, джайнизм и, с другой стороны, веданта, йога, вайшешика, миманса и другие, которые развивают ведическое учение и считаются ортодоксальными.

Локаята (чарвака) - это проявление материалистической традиции в древнеиндийской философии. Все предметы, процессы, явления, их возникновение, развитие, уничтожение - это процессы синтеза или распада четырёх стихий, четырёх материальных элементов - земли, воды, воздуха и огня. Сторонники этого учения признавали вечность материального мира, были достаточно последовательными атеистами. Критиковали взгляды дуалистов о том, что дух, сознание - самостоятельное, независимое от материи начало. Сознание, согласно чарвакам, зависимо от материи.

Джайнизм. Основатель этой школы Махавира Вардхамана (VI в. до н.э.) происходил из богатого рода, однако в возрасте 28 лет покинул родной дом и 12 лет вёл аскетический образ жизни, обдумывая принципы нового учения. После этого стал проповедником. Его назвали «Джини», что означает «Победитель». Имеется в виду его победа над кармой - предопределённостью человеческой судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. Для этого душа должна пройти десятки, сотни земных жизней. Мокша - высшее нравственное совершенство, по достижении которого эволюция души прекращается. Душа, достигшая состояния мокши, превращается в Великую душу. Личность человека, согласно джайнизму, двойственная. Она состоит из материального и духовного начала. Связующим звеном между ними является карма, которая состоит из тонкой материи. Соединение неживой материи с душой с помощью кармы приводит к появлению индивида. Карма - постоянный спутник души во множественных её перерождениях - реинкарнациях.

Освобождение души от кармы возможно только с помощью аскетического образа жизни и добрых дел. Человек может освободиться от своей кармы только сам, и никто не может ему в этом помочь. Отсюда - требование непричинения зла живым существам, полового воздержания, отстранения от мирского богатства.

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Древней Индии в VI в. до н.э. Основатель его - Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 гг. до н.э.). В возрасте 29 лет, не удовлетворённый своей жизнью, покидает семью и из наследника престола превращается в аскета-отшельника, затем достигает состояния «пробуждения», «просветления». Сам называет себя «Будда», что означает «Пробуждённый».

Главная идея буддизма - «Средний путь» - жизнь между двумя крайностями: 1) путём удовольствий (праздности, развлечений, лени, физического и морального разложения) и 2) путём аскетизма (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального истощения и изнеможения).

«Средний путь» - это путь знания, мудрости, разумных ограничений, самосовершенствования, созерцания, просветления вплоть до достижения Нирваны - состояния высшей благодати.

Основа доктрины Будды, которую признают практически все историки философии, это четыре благородные (арийские) истины.

  1. Жизнь есть страдание.
  2. Причиной страданий являются наши желания и привязанность к жизни.
  3. Чтобы избавиться от страданий, следует избавиться от желаний.

Путь, ведущий к устранению страданий, - восьмеричный путь.

Восьмеричный путь - это правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение.

Таким образом, восьмеричный путь включает три основные составляющие: «культуру поведения» (правильные мысль, слово, действие), «культуру медитации» (правильные осознавание и концентрация) и «культуру мудрости» (правильные взгляды). «Культура поведения» - это пять основных заповедей: не убей, не бери чужого, не лги, не опьяняй себя, не прелюбодействуй, а также добродетели щедрости, благонравия, смирения. «Культура медитации» - система упражнений, ведущая к достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей. «Культура мудрости» - знание четырёх благородных истин.

Следование лишь культуре поведения приведёт, согласно Будде, только к временному облегчению участи. Лишь осуществление восьмеричного пути в полном объёме способно обеспечить выход из круговорота перерождений (сансары) и достижение освобождения (нирваны).

Философия Древнего Китая

Обычно принято считать, что философия Древнего Китая охватывает ряд учений классической китайской мысли, которые возникли и развивались от VIII до III в. до н.э. К ней относятся такие национальные философские школы, как даосизм, конфуцианство, легизм, а также менее распространённые, такие как моизм (или альтруизм) и школа диалектики.

Древними памятниками культуры Китая были мифологические тексты «Книги стихов» и «Книги перемен». В них описывалось происхождение мира: из бесформенного мрака родились два духа - ян, олицетворяющий мужское начало, и инь - женское начало. Ян управляет небом, а инь - землей. Мир упорядочен благодаря единству этих двух начал. Древнекитайская философия рассматривает ян как положительное, а инь как отрицательное начало мира. Именно взаимоотношения между ними являются источником движения всего существующего. Ян и инь выступают как стороны единой, вечной, закономерно движущейся материи - ци.

В антропологии китайская философия не исследует природу человека, а уделяет главное внимание изучению его образа; начинает отсчёт человеческой жизни от момента зачатия, не исключает человека из системы человеческих отношений и после его смерти. Дух человека обладает некоторой телесностью - шэн; он остаётся среди людей и после смерти человека и нуждается в пище, заботе; продолжается и его карьера: он может быть повышен или же понижен в должности, наказан - всё это зависит от поведения его родственников. Духовным центром человека является не мозг, как в европейской философии, а сердце. Человек - часть природы, он не может господствовать над ней.

Прежде чем перейти к рассмотрению основных философских школ Древнего Китая, целесообразно подчеркнуть одну весьма специфическую особенность китайской философии в целом: она необычайно стабильна. Эта стабильность основывается на подчёркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого веками формировалось чувство превосходства и нетерпимость ко всем другим философским взглядам.

Для китайской философии характерны следующие черты.

  • - восприятие Китая как центра всего существующего мира;
  • - восприятие космоса, природы, человека как единого целого;
  • - консерватизм, обращение мысли в прошлое, боязнь перемен;
  • - растворение личности в коллективе, нивелировка личности;
  • - осознание беспомощности человека перед стихией; приоритет коллективного над индивидуальным, а отсюда - почитание и трепет перед общим - государством;
  • - стремление максимально продлить жизнь человека на земле (внимание к медицине, прежде всего народной, правильному образу жизни; понимание жизни прежде всего как жизни духовной; почитание духов, умерших, родителей и старших).

Даосизм. Основатель даосизма - древнейшего философского учения Китая, которое пыталось объяснить устройство и существование окружающего мира и найти наилучший путь, по которому должны следовать и человек, и природа, и космос - Лао-Цзы (старый учитель). Жил в конце VI - начале V века до н.э., считается старшим современником Конфуция. Ему приписывается создание книги «Дао дэ цзин», в которой было сформулировано учение, получившее название даосизма. «Дао» - это понятие, с помощью которого можно дать ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Оно имеет два значения:

  • - «Дао» - это путь, по которому, развиваясь, должны следовать человек и природа, это универсальный мировой закон, который обеспечивает существование мира;
  • - «Дао» - это субстанция, из которой произошёл весь мир, это первоначало, энергия, это своеобразная пустота, но содержащая нематериальную энергию.

«Дэ» - это энергия, благодаря которой первоначало - «Дао» преобразовалось в окружающий мир. Это благодать, исходящая сверху.

Само дао не имеет источников, но является корнем всего. Оно везде проявляется, не имеет формы. Всё в мире находится в движении, в пути, в изменении. Это возможно благодаря «тайцзи» - взаимопроникновению и взаимодополнению ян и инь: всё несет в себе инь и охватывает ян.

Всё в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, события, которые бы не были связаны с другими. Мировой порядок, законы природы, ход истории не зависят от воли человека, и поэтому образ жизни человека - покой и недеяние (бездействие). Последователи Лао-Цзы утверждали, что соблюдение естественных законов - дао - позволяет человеку сохранить собственную природу, познать истину, стать человеком мудрым.

Практическое значение Дао для человека - это бездействие, то есть непротиворечие в своих действиях натуральному, естественному течению времени и существованию вещи. Такое поведение человека приводит его к тому, что он становится воплощением «Дэ» (добродетелью, силой) и обретает бессмертие.

Конфуцианство. Основоположником этой школы является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), который жил в 551-479 гг. до н.э. Его учение - это учение об этических правилах, социальных нормах, о регулировании общественных отношений.

Известно, что древнекитайские общество и государство, которые существовали на территории Китая, были основаны на деспотической форме правления. Конфуций выступал за мягкую форму управления обществом. В качестве примера он приводил форму управления отца в семье. Власть отца над сыновьями - это образец управления обществом и государством, образец отношений между подчинёнными и начальниками: подчинённые - это сыновья, а начальник - это отец для подчинённых.

Конфуций, на «китайский манер», сформулировал золотое правило поведения людей в обществе, которое имеется практически во всех культурах: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Основополагающими принципами такого взаимоотношения человека с обществом и с другими людьми были следующие положения: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по социальному положению; подчиняться императору во всем; избегать крайностей, быть умеренным и сдержанным; быть гуманным, человечным по отношению к другим.

Он считал, что если люди будут придерживаться такого порядка, то это будет способствовать правильному исполнению должностных обязанностей, а все люди станут братьями. Порядок наполняется добродетелью (Дэ). Конфуций считал, что благородному человеку должны быть присущи четыре добродетели: в частном поведении - вежливость, в службе - точность, а также человечность и справедливость по отношению к людям.

Основное требование, которое предъявляется людям, - человечность (жэнь). Для порядка в обществе, который заключается в соблюдении субординации, Конфуций выработал принцип справедливости (и). В русле этих идей Конфуций разработал требования к руководителю, начальнику. Он должен обладать следующими качествами: управлять, опираясь на добродетель; владеть необходимыми для исполнения возложенных на него обязанностей знаниями; быть патриотом и верно служить государству; стремиться к высоким целям; обладать разумными амбициями; не использовать принуждение, а руководить, опираясь на убеждения и демонстрируя личный пример.

Определённый регламент поведения был разработан Конфуцием и для подчинённых: лояльность к руководителям; старательность на работе; необходимость постоянно самосовершенствоваться и стремление к овладению новыми знаниями.

Со II в. до н.э. и до так называемой синьхайской революции 1911-1913 гг. конфуцианство являлось официальной идеологией Китая. В целом философская традиция в Китае весьма консервативна, она незначительно менялась в течение многих столетий, отдельные её положения остались актуальными для Китая и до наших дней.

Таким образом, в философии Древнего Китая основное внимание уделялось социально-этическим проблемам: определению места человека в обществе, выработке правил поведения и взаимоотношений в семье, в коллективе, в обществе, разработке проблем деловой этики.

Смотрите также по теме «Восточная философия»