Жизненный путь человека всегда сопряжен со свободным выбором решений, который совершается в соответствии со свободной волей индивида.
Свобода — моральное качество человека, следующего в своих поступках собственной доброй воле и руководствующегося в своих решениях моральными принципами.
Свобода обретает нравственный характер при условии ориентирования личности на добродетели.
Нравственная свобода — совершение самостоятельного и осознанного выбора должного и добродетели. В зависимости от степени самостоятельности совершаемого выбора Э. Фромм приходит к выводу о двух видах свободы:
- негативная свобода, или «свобода от», — свобода выбора, которая основана на добровольном подчинении более сильному индивиду или группе либо подавляется волей других людей;
- позитивная свобода, или «свобода для», — состояние, в котором индивид существует как независимая личность, но не изолированная, а соединенная с другими людьми и миром в целом. Она реализуется при условии сохранения индивидом своей сущности в активной жизни и проявляется в спонтанных действиях, которые не навязаны ему извне и не порождены одиночеством. «Позитивная свобода предполагает и тот постулат, что человек является центром и целью своей жизни, что развитие его индивидуальности, реализация его личности — это высшая цель, которая не может быть подчинена другим, якобы более достойным целям» (Э. Фромм).
Свобода связана со стремлением человека к самостоятельному проявлению воли. Поэтому связь свободы и воли человека неоднозначна. Нередко она отождествляется с суррогатными формами волеизъявления, такими как:
- самоволие — способность индивида к безотчетному проявлению собственной воли, желаний и чувств. В этом видится реализация его личности, неограниченной условиями других людей;
- своеволие — способность не подчиняться порядку из чувства противоречия. Оно руководствуется эгоизмом и ведет к отмене законов, что в свою очередь оборачивается тиранией;
- произвол — разнузданность в самостоятельном волеизъявлении.
Все эти характеристики не выражают подлинного значения свободы воли индивида, так как они не ориентированы на других людей. В итоге они приводят к разрушению целостности личности, в то время как свобода имеет глубокий личностный смысл.
Субъективный смысл свободы — в ее принадлежности активной личности в противоположность объективному миру взаимозависимых вещей. «Свобода — это свобода не функции ("воли"), — замечает П. Тиллих, — но человека, то есть такого сущего, которое является не вещью, а целостным "я'' и рациональной личностью». Свободные действия индивида сопровождаются совершением выбора и несением ответственности за собственные поступки и судьбы других людей, он обретает способность взвешенно принимать решения, беря на себя ответственность за неизбежные последствия.
Ответственность — характеристика личности, которая указывает на необходимость отвечать за принятые решения, так как они не навязываются ей извне, но определяются ее целостностью. Выбирая свободу, личность полностью возлагает на себя ответственность за свою судьбу. Судьба — сам человек, с его неповторимой природой, историей и системой взглядов.