Средневековая философия
Grandars.ru » Философия »
« вернуться История философии

Средневековая философия

Философия Средневековья - это преемница античной философии, однако она во многом отличается от неё, вырабатывает свои собственные принципы, представляет собой специфический способ философствования.

Средневековая философия - результат творчества многих выдающихся умов этого периода (V-XV вв.) развития европейской цивилизации. Среди них - Августин Аврелий (354-130), Эриугена (810- 877), Ансельм (1033- 1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Роджер Бэкон (1214-1292), Фома Аквинский (1225-1274), Дунс Скотт (1266- 1308), Уильям Оккам (1285-1349), а также представители Востока: Аль-Фараби (870-950), Ибн-Сина, или Авиценна (980-1037), Ибн Рушд, или Аверроэс (1126-1198), влияние которых на развитие европейской средневековой философии было довольно значительным. Заметим, что многие труды античных философов стали известны для европейской культуры благодаря переводам с арабского.

Корни философии Средних веков находятся в античной философии. Именно античные мыслители выработали почву для теоцентризма. Теоцентризм - это учение, утверждающее, что источником всякого бытия, добра и красоты является Бог, а высшее предназначение человека - служение Богу. Поскольку идеи средневековой философии формировались на основе христианства, то идеологические проблемы христианства повлияли на изменение проблематики философии. Верным будет и обратное утверждение: христианство на первых этапах своего развития испытывало потребность в античной философии, хотя и остро соперничало с античным мировоззрением в начале нашей эры.

Христианская философия, следовательно, начиная со II в. выросла из двух исторических посылок - христианских идей преимущественно этического характера и античной философии. Именно из античной философии были заимствованы и адаптированы для потребностей религии основные понятия, на основе которых была создана наука о Боге - теология.

Христианская философия в период Средневековья прошла два этапа развития.

Патристика

Первый этан - патристика, этап деятельности отцов христианской религии (padre - отец) от 11 до VI в. н.э. В период патристики были заложены основы христианской религии - фундаментальные её догматы. Патристика также характеризуется деятельностью апологетов\ защитников христианства от римского государства, которое преследовало христиан. Наиболее значительным достижением этого этапа была философско-теологическая система Августина.

Аврелий Августин (354-430)

Августин кроме исполнения функций лица духовного в различных церковных должностях был очень плодовитым религиозным писателем. Самые известные его сочинения - это «Исповедь» и «Град Божий». Влияние этих произведений на дальнейшее развитие христианской теологии и христианской философии невозможно переоценить.

Августин Аврелий первым среди христианских мыслителей и отцов теологии адаптировал для потребностей религии философию Платона и создал целостную философско-теологическую систему. Эта система была основополагающей в христианской религии и церкви вплоть до XIII в., до появления новой философско-теологической системы, созданной Фомой Аквинским.

Схоластика

Второй этап - схоластика (IX - конец XV в.). Философия этого периода развивалась в различных школах (отсюда происходит и название этапа), таких как Сорбонна, Оксфорд, университеты Италии. Средневековые университеты своё обучение основывали на изучении семи свободных наук и теологии; философия в этот период исполняла служебную роль по отношению к теологии, была своеобразной «служанкой богословия». К наукам, которые были обязательными для изучения в средневековых университетах, относились: гуманистические - грамматика, риторика и диалектика; естественно-математические - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти свободные науки составляли содержание низшего уровня обучения, и их задачей было приготовить студентов к высшему уровню образования - обучению в области теологии.

При этом ведущее значение в подготовке к изучению теологии занимала диалектика в древнегреческом понимании этой науки как искусства споров и дискуссий. Потребностям теологии было подчинено и содержание философии. Считалось, что задачей философии должно быть рациональное толкование истин религии. Схоластическая философия обязана была отыскивать доказательства (аргументы) бытия Бога и аргументы против врагов религии и церкви. Для этого была выработана специальная схоластическая методология, цель которой - помочь людям понять истины религии и не допустить сомнений в них.

Отличительными чертами схоластики являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, догматизм, полное подчинение религиозным идеям. Специфическим для схоластики было наличие двух главных направлений: номинализма и реализма, между которыми на протяжении нескольких веков шёл спор о сущности так называемых универсалий - общих понятий. Это был спор о том, являются ли общие понятия, например, такие как «дом», «человек», вторичными или они первичны, то есть существуют самостоятельно.

Номинализм - это учение схоластической философии, согласно которому самостоятельным, реальным бытием обладают только единичные вещи. А универсалии - это только имена (лат. nomina - имя) для обозначения групп сходных предметов. Универсалии вторичны, они являются результатом абстрагирующей деятельности человеческого сознания.

Реализм - это учение схоластической философии, согласно которому универсалии (общие понятия) по отношению к конкретным предметам являются первичными, они обладают самостоятельным бытием, а единичные вещи вторичны, они временны, в то время как универсалии вечны. Виднейший представитель схоластики - Фома Аквинский.

Фома Аквинский (1224-1274)

Руководство католической церкви сумело рассмотреть в нём человека исключительно способного, который сможет адаптировать учение Аристотеля к потребностям религии и развить на его основе новую теологию. Фоме Аквинскому удалось реализовать эту задачу: он реформировал средневековую теологию при опоре на учение Аристотеля. Два его главных произведения энциклопедического характера - это «Сумма теологии», в котором разрабатывается догматика католической христианской теологии, и «Сумма философии, или Сумма против язычников», направленное преимущественно против арабской философии.

Фома Аквинский до сегодняшнего дня считается одним из наиболее влиятельных теологов и философов христианской религии.

Таким образом, средневековая философия создала тип схоластического философствования, для которого характерно использование логических правил и приемов (логического инструментария языческих философов) для религиозных целей. Это позволило сделать религиозные истины более понятными для широкого круга людей.

Смотрите также по теме «Средневековая философия»