Справедливость — принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми как членами общества по поводу распределения общественных ценностей, которыми являются свобода, благоприятные возможности, доходы, знаки престижа и уважения.
Аристотель, а вместе с ним вся этическая мысль различают два вида справедливости:
- распределительная справедливость — распределение почестей, имущества и других материальных благ между членами общества по достоинству и пропорционально заслугам;
- справедливость, связанная с обменом, — уравнивание сторон, которые участвуют в обмене, независимо от их достоинств.
В обоих случаях подразумевается согласие между членами общества относительно принципов их жизни. Эти принципы могут изменяться, но понимание справедливости зависит от того, какие правила установились в данном обществе. Их нарушение воспринимается как несправедливость.
Справедливость — принцип индивидуального поведения, который устанавливает предел произволу. Она требует соблюдения прав другого человека, непосягательства на личность и ее собственность. Главным требованием справедливости является уважение прав и достоинств людей. Она ориентирует человека на соблюдение им обязательств перед другими людьми. Обязательства могут быть представлены в виде юридических законов, конституционных прав, нравственных представлений.
Соблюдение справедливости по отношению к другим людям не означает ее нарушения по отношению к себе. Справедливость по отношению к себе — это отстаивание собственных прав. Терпеливое перенесение несправедливости в отношении себя является прямым попустительством и пассивным содействием злу. Разумеется, сопротивление несправедливым действиям по отношению к собственной личности не подразумевает нарушения прав обидчика. Потому что в противном случае вопрос будет стоять о силе сторон, но не о гармонизации отношений и достижении справедливости. Она достигается только посредством совершения справедливости в ответ на несправедливость, уважением — на унижение, добром — на зло. Индивидуальное решение зависит от конкретной ситуации и достойного выхода из нее.
Различие между справедливостью и несправедливостью устанавливается индивидуально для каждого индивида. Этот вопрос подробно обсуждается в диалоге Платона «Горгий».
Справедливость рассматривается как равенство людей друг перед другом, выражающееся в совершении поступков, не нарушающих права и свободы других людей. Быть справедливым или нести наказание за несправедливость расценивается как счастье для человека, потому что тот, кто поступает несправедливо и остается безнаказанным, служит злу и даже не имеет представления о том, что является истинным благом. Неся наказание. человек избавляется от испорченности, омрачающей душу. В этом смысле лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее другим людям.
Несправедливость — величайшее зло и для того, кто ее совершает, потому что не только делает его нравственно хуже, но и лишает возможности исправить собственные нравственные ошибки. По этой же причине несправедливость не может быть оправдана ни законом, ни обычаем.