Философию, сложившуюся к середине XIX в., называют классической. Под современной философией понимают совокупность учений, сложившихся в XX в.
Основные направления неклассической философии: марксизм, философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, психоанализ, прагматизм, структурализм, религиозная философия, постмодернизм.
Наряду с ними можно назвать и такие направления неклассической философии, которые также называют современной философией (или философией модерна), как феноменология (Э. Гуссерль), философская антропология (М. Шелер), философия франкфуртской школы или критическая теория общества (М. Хоркхаймер), герменевтика (Х.-Г. Гадамер).
Марксизм
Карл Маркс 1818. Фридрих Энгельс 1820.
К. Марксом и Ф. Энгельсом создано новое по сути направление в философии — диалектический материализм. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Диалектический материализм вобрал в себя наиболее значительные достижения мировой философской мысли.
Основными принципами диалектического материализма являются:
- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы;
- принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нём и определяет его содержание;
- принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-историческая практика;
- принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;
- принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех её творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества.
Диалектический материализм стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Эта часть марксистской философии получила название исторического материализма. Вместе диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.
Философия жизни
Жизнь — основа бытия, отсюда и название. Основные категории — творчество, интуиция, воля.
Течение основал Артур Шопенгауэр (1788-1860) — родоначальник иррационализма, который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля.
Он считал, что мир неразумен и хаотичен. Жизненный хаос шире разумной целесообразности. Мир приводит в порядок ничем не ограниченная мировая воля, воля к жизни. Человек есть также проявление воли, и в его жизни разум вторичен по отношению к воле, жизненные процессы происходят без участия разума. Человек не может вырваться за рамки желаний.
Эти идеи получили развитие во взглядах Ф. Ницше, В. Дильтея, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Бергсона и их последователей.
Фридрих Ницше (1844-1900). Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.
Центральное понятие у Ницше — идея жизни. Он родоначальник направления, которое называется философией жизни.
Феноменология
Гуссерль (1859-1938) — один из самых выдающихся представителей философии XX в., по праву считающийся основателем феноменологии. Феноменологический поворот, характерный для философии XX в., начался с выхода в свет в 1900-1901 гг. «Логических исследований» Гуссерля.
В Германии, на родине Гуссерля, феноменологическое движение пробивало себе дорогу, находясь в противостоянии с такими мощными философскими течениями, как неокантианство и с конца 20-х гг. фундаментальная онтология Хайдеггера, а позднее — герменевтика. Первая мировая война нанесла существенный удар по феноменологическому движению как в Германии, где распалось абсолютное большинство уже образовавшихся к тому времени центров упомянутого движения, так и в России, где в условиях социализма феноменология была зачислена в разряд буржуазно-идеалистических философий со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Экзистенциализм
Экзистенциализм (лат. existentici — существование) — иррационалистическое учение неклассической философии, возникшее после Октябрьской революции 1917 г. в России и I мировой войны в Западной Европе. Предшественниками этого учения считают С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, а также философию жизни и феноменологию.
В центре внимания экзистенциализма — проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Одно из основных понятий данного философского направления — экзистенция. Экзистенция — центральное ядро человеческого «Я».
Человек осознаёт себя как экзистенцию прежде всего в «пограничной ситуации» — перед лицом смерти, болезни, катастрофы, реже — в обыденной жизни. Постигая себя, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности.
Свобода человека понимается в экзистенциализме как формирование себя своими действиями и поступками. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, при этом свободный человек несёт ответственность за собственный выбор. Человек таков, каким он сам себя делает. Экзистенциалисты описывают человеческое существование в терминах тревоги, заброшенности, отчаяния, пессимизма.
Экзистенциализм существует в двух видах — религиозном (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер, Л. Шестов, Н. Бердяев) и атеистическом (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Выделение этих течений в экзистенциализме весьма условно.
Особенность экзистенциализма заключается и в том, что эта философия практически развивалась в художественных произведениях литературы, театра, кино. Этим и объясняется её необыкновенная популярность прежде всего в среде художественной интеллигенции.
Герменевтика
Под герменевтикой обычно понимают искусство и (или) учение о понимании и истолковании текстов, а также действий людей и результатов их действий. Понимание может относиться к книге, человеку, его поступкам и даже к скульптуре или архитектурному сооружению.
Ханс-Георг Гадамер — ровесник XX века. Его главное произведение «Истина и метод» было опубликовано в 1960 г., когда ему было уже 60 лет.
Неокантианство
Позитивизм
Исторически первой формой неклассической философии был позитивизм. Он так же, как и марксизм, и философия жизни, обусловлен критикой предельной абстрактности философии Гегеля.
Позитивизм — философское течение, которое претендует на исследование сущности научного знания и его методологического основания. Термин «позитивный» принадлежит О. Конту и означает «опирающийся на опыт», то есть освобождённый от вероятностного знания, от домыслов, приносящий пользу.
Как самостоятельное течение позитивизм сформировался в 30-е гг. XIX в. В центре внимания позитивистов, независимо от того, на каком этапе своего развития находилась эта философия, неизменно стоял вопрос о взаимоотношении науки и философии.
Основные положения позитивизма.
- Всё подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения.
- Философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Она не может дать ответ на вопрос «Почему?», отвечая лишь на вопрос «Как?».
В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
- классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсер);
- эмпириокритицизм(махизм) (Э. Мах и Р. Авенариус);
- неопозитивизм (философы «Венского-кружка», Львовско-Варшавской школы, Б. Рассел и Л. Витгенштейн);
- постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун).
Психоанализ
Психоанализ (гр. psyche — душа, analysis — разложение) — это направление неклассической философии, созданное 3. Фрейдом и его последователями, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. В психоанализе выделяется три элемента психической структуры личности: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством защитных механизмов; «Сверх-Я» — область социальных норм и нравственных установок.
Идеи Фрейда развивал К.Г. Юнг. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свёл всю человеческую деятельность к биологическим инстинктам, тогда как они имеют чисто символическую природу. В связи с этим он ввёл понятие «архетипы» — это символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг разделяет индивидуальное и коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забывания или подавления. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческого животного состояния. У современных людей коллективное бессознательное выходит на поверхность через сновидения.
Прагматизм
Прагматизм — американская философия. Сформировался в 1870-е гг. Представители — У. Джеймс, Ч. Пирс, Дж. Дьюи.
Прагматизм (греч. pragmatos — дело, действие) — субъективноидеалистическое философское учение, считающее философию не учением о наиболее общих законах бытия, а общим методом решения проблем. Возник в США в XIX в. и оказал сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Прагматизм можно характеризовать как американскую версию европейского позитивизма. Представители: Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него — успех, польза, материальная выгода. Основным понятием прагматизма является опыт. Истинным является то, что ведёт к успеху, что выгодно. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру. Задача человека заключается в том, чтобы наилучшим способом устроиться в жизни, а задача философии — помочь ему в этом. Согласно прагматизму, философия должна превратиться в совокупность способов решения проблем, с которыми люди встречаются на протяжении всей своей жизни.
Структурализм
Если в XX в. в Германии доминировали неокантианство, феноменология и герменевтика, а в Англии и США аналитическая философия, то во Франции — структурализм и постструктурализм. Начнем наш анализ с рассмотрения структурализма.
Структурализм является одной из форм позитивизма.
Структурализм как философское направление возник в 50-е гг. во Франции. С его появлением французская философия совершает радикальный поворот, который многими исследователями сравнивается с поворотом от физики Ньютона к теории относительности и квантовой механике. Речь идет о переоценке ценностей западной философской традиции последних трех столетий (однородность мышления, абсолютное знание, смысл, истина, субъект). Наряду с работами Леви-Стросса (антропология) этот поворот был подготовлен также творчеством других представителей структурализма и постструктурализма — Мишеля Фуко (культурология), Жака Лакана (психоанализ), Ролана Барта (семиология). Структурализм является неоднородным течением, сфера интересов его представителей разнообразна и говорить о нем как о единой философской школе некорректно. Как отмечают сами структуралисты, правильнее вести речь о структуралистской деятельности как "упорядоченной последовательности определенного числа мыслительных операций".
Неотомизм
Современная религиозная философия представлена широким спектром философских учений. Пожалуй, главным из них является неотомизм.
Неотомизм — официальное учение католической церкви, наиболее влиятельная религиозно-философская школа. К основным представителям неотомизма относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон, К. Войтыла (папа Иоанн Павел II).
Фундаментом неотомизма выступает учение Фомы Аквинского. Центральным является принцип гармонии веры и разума при приоритете религии перед философией. Основная проблема — доказать бытие Бога (точнее, сгладить противоречия между христианством и постоянно развивающейся наукой). Метод — религиозная интерпретация научного знания. Например, теорию креационизма неотомисты описывают физическими терминами «теории Большого взрыва»; они не отрицают и теорию Ч. Дарвина.
Постмодернизм
На рубеже 70-х гг. XX в. в философии наступает эпоха постмодернизма.
Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на весь остальной мир. Среди представителей постмодернизма можно назвать Ж.Ф. Лиотара, Ж. Дерриду, Ж. Делёза, Р. Рорти. Большинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм связан с ощущением растерянности, с которым столкнулся человек современного общества. В обществе стала нарастать угроза самому существованию человечества в век свободы и демократии, успехов науки и техники, усиления мощи средств массовой информации. Утрачены иллюзии о всемерном процветании общества, и, как следствие, нарастает фальшь и пустота в человеческих отношениях. Именно изменения форм жизни, строительство больших городов современности, господство СМИ приводят к тому, что в философии всё чаще ведутся разговоры о «смерти субъекта или автора». В современном мире утрачивается традиционная ценность диалога, общения, так как они перестают быть подлинно человеческими феноменами.
Постмодернизм в качестве главного творческого принципа выдвигает радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры.
Опора на разум уже привела человечество к ряду не просто ошибок, а катастроф глобального характера. В силу этого в постмодернизме утверждается тезис, что в своей деятельности человек должен опираться не на разум, а на интуицию, эмоции, игру.