Совесть и долг

Grandars Философия Этика

Совесть — способность человека критически оценивать свои мысли, поступки и желания. Критика исходит из их несоответствия должному. Совесть является принципом нравственного воспитания личности.

Долг — осознание личностью безусловной необходимости исполнения моральных норм и ценностей, которые соответствуют моральному идеалу общества.

Долг каждого человека состоит в следовании по пути добра, в совершении поступков на благо других людей и противостоянии злу. Долг осознается равно и как внутренняя потребность души, и как внешнее принуждение индивида упорядочивать свои поступки посредством культурных и общественных норм. Каждый человек самостоятельно принимает решение в пользу следования долгу и совести. Этот выбор зависит от того, как они им воспринимаются.

Совесть и долг не всегда согласуются с принципом гуманности и могут противоречить ему в том случае, если подавляют личную инициативу и творческий порыв. В этом противоречии немецко-американский философ, основоположник неомарксизма Э. Фромм видит основное различие между авторитарной и гуманистической совестью:

авторитарная совесть — принятие внешнего авторитета в качестве внутреннего принципа нравственной жизни личности. Ее причина — страх перед наказанием или надежда на вознаграждение. Они принимаются как внутренние регуляторы жизни человека. Любое неповиновение, критика и несогласие с волей авторитета порождает чувство виновности. Вина — это осознание того, что тобой не довольны. Поэтому чувство вины подавляет силы индивида, превращает его в безвольное существо, не стремящееся творчески себя реализовать. «При авторитарной совести, — пишет Э. Фромм, — волеизъявление и творение — это привилегия авторитета»;

гуманистическая совесть — реакция личности на правильные поступки или пренебрежение ими. Действия человека признаются нравственными, если они ведут его к творческой реализации. Гуманистическая совесть выражает интересы целостной личности. Подавленность, ложная самоотверженность, уныние вступают в противоречие с ней.

В реальности человек обладает одновременно двумя видами совести, и от преобладания одной из них зависит его нравственное развитие. Совесть и долг — основа определения нравственного императива.

Нравственный императив — всеобщий, моральный закон, происходящий из внутреннего чувства долга. Нравственные ценности, приравниваемые к моральному императиву, имеют характер повеления и воспринимаются как должные к исполнению. Нравственной ценностью признается то, что осознается индивидом в качестве императива. Нравственный императив соответствует должному, поэтому он неотделим от понимания долга и совести. Он является не внешним авторитетом, а правилом, которое сдерживает любые попытки утверждения авторитарной совести как господства одних людей над другими. Его всеобщий и объективный характер ставит его вне зависимости от субъективных предпочтений и внешних авторитетов.

0.042 сек.