Роль религии в обществе

Роль религии в обществе

Роль религии в обществе определяется выполняемыми ею функциями.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека и его место в мире, на мир в целом и причины его существования.

Компенсаторная функция проявляется в том, что религия восполняет недостаток знаний людей о мире, снимает социальное и душевное напряжение, возмещает недостаток душевности в светском общении религиозным общением.

Коммуникативная функция религии выражается в обмене информацией верующих друг с другом, в их общении между собой, а также с Богом и служителями церкви.

Интеграционная функция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает людей, объединяет их, с другой — разъединяет, примером чему являются религиозные войны, социальные конфликты на почве религиозных разногласий.

Культурная функция состоит в том, что религия хранит в себе культурный опыт человечества, передает его из поколения в поколение, сама является частью культуры человеческого общества.

Обладая большим нравственным потенциалом, религия проповедует положительные нравственные ценности, призывает к достойному поведению, реализуя тем самым воспитательную функцию.

Возникновение

Возникновение религии относят к периоду относительно высокой ступени развития первобытного общества (40-50 тыс. лет назад). Ранними формами религии являются: тотемизм (поклонение животному или растению, как своему предку); анимизм (многобожие, вера в духов, поклонение животным, растениям, душам умерших); фетишизм (монотеизм, то есть единобожие) и др.

В настоящее время существует множество различного рода религиозных верований и церковных организаций. Помимо сохраняющихся в ряде мест ранних религиозных форм, исповедуются национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.) и мировые религии.

Причины возникновения

Возникновение и существование религии обусловлены целым рядом причин и условий, совокупность которых принято называть корнями (причинами) религии. Среди них выделяют социальные, психологические, гносеологические корни.

Социальные корни религии связаны с тем, что человек является частью природы и общества, он подчиняется объективным законам их развития. Эти законы не в полной мере познаны людьми, а потому многие природные и общественные явления им непонятны и необъяснимы. Пытаясь противостоять этим условиям, люди находят им объяснение и убежище в религии.

Социальные корни, в свою очередь, являются основой для появления психологических корней религии. Будучи не в силах объяснить и преодолеть различные явления природной и социальной действительности (смерть и болезни близких людей, социальная несправедливость и т.п.), человек начинает испытывать страх, страдание, отчаяние и другие негативные психические состояния, выход из которых он находит в религии.

Возникновение и существование религии во многом обусловлены способностью человека к воображению, возможностью сознания абстрагироваться, замещать реальные предметы идеальными образами. Эго таит в себе опасность отрыва этих образов от реальных вещей, наделение их не существующими в действительности свойствами и качествами, что и является гносеологическими корнями религии.