Религия

Понятие и структура

Под религией понимают взгляды и представления людей, а также соответствующую деятельность, основанные на вере в сверхъестественное, прежде всего в неприродные, стоящие над миром существа.

Для религиозного мировоззрения характерны:

  • вера в существование Бога как творца всего существующего, управляющего делами и помыслами людей;
  • удвоение мира на мир земной и мир небесный, а также признание бессмертия души;
  • догматизм (бездоказательность) существования Бога (отсутствие каких-либо объективных доказательств, кроме мифов и священных книг);
  • относительная самостоятельность церкви и ее консерватизм, что обеспечивают устойчивость религии;
  • связь норм религии с нормами морали и права;
  • религиозный культ (соответствующие обряды, молитвы, проповеди).

Структура

В структуру религии обычно включают: (1) религиозное сознание, (2) религиозный культ и (3) религиозные организации.

Религиозное сознание — это совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций, в которых выражается отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего мира. Религиозному сознанию присущи вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение отражения реальной действительности с иллюзиями, сильная эмоциональность, специальная религиозная лексика.

Помимо религиозного сознания, всем религиям присущ религиозный культ — система утвердившихся ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры (например, крестное знамение, поклоны, крестный ход, крещение, молитвы, богослужение, религиозные праздники и т.п.).

Организационными формами религии являются церковь и секты.

Церковь — это религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности верования и религиозного культа.

Секты — это обособившиеся от господствующего религиозного направления религиозные группы, общины, сохранившие основы верования, присущие тому или иному религиозному направлению, но отличающиеся от него некоторыми особенностями религиозного учения и культа.

Религия и проблема её определения

Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Науке известно около пяти тысяч религий. Многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делают чрезвычайно трудной проблему поиска характерных черт, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным. Все это усложняет проблему определения религии. Насчитывают более 250 таких определений, и число это постоянно растет. Невозможно рассмотреть каждое из определений, однако все определения можно разделить на группы и изучить характерные черты каждой группы.

Выделяют следующие группы определений религии:

  • теологические — религия — это действительно существующая связь человека с Богом, она возникает из Откровения Бога, она дана человеку Богом раз и навсегда в неизменном виде
  • философские;
  • психологические.

Религия и философия

Философские определения позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции. Они стремятся отыскать признаки религии извне, сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и часто занимают по отношению к ней критическую позицию.

Наиболее оригинальный взгляд на соотношение религии и общества в истории философии высказал И. Кант. Он считал, что человек как свободное существо должен следовать категорическому императиву, т.е. нравственному закону. Этот закон требует полноты нравственной добродетели, которая недостижима в «мире вещей для нас», следовательно, достижение этой высшей добродетели возможно только в перспективе, а значит, душа бессмертна и Бог является гарантией этого бессмертия и моральной основой бытия.

Кант различает религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции, в них познание происходит посредством Откровения Бога, их нельзя признать обязательными для людей. Только моральная религия является обязательной. Религия возникает сначала как моральная, но, чтобы получить распространение в обществе, она принимает статуарный характер. Высшая форма религии — христианство, причем прежде всего в его протестантской разновидности.

Немецкий философ Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа, наиболее адекватной его природе. Религия равнозначна философии, у них один предмет — вечная истина, Бог и объяснение Бога. Но они различаются по методу исследования: религия исследует Бога с помощью чувств и представлений, а философия — с помощью понятий и законов.

Л. Фейербах в отличие от Канта и Гегеля считал, что религия появилась в результате отчуждения от человека самых лучших его характеристик, возведение их в абсолют и поклонение им. Он считал, что такую религию нужно уничтожить, а на ее место поставить поклонение одного человека другому, или любовь человека к человеку.

Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное. Религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни.

Религию К. Маркс вслед за Гегелем называл опиумом для народа, т.е. средством одурачивания с целью эксплуатации.

0.046 сек.