Выражение «Бог существует», как утверждал Фома Аквинский, не является очевидным для каждого человека, и поэтому это утверждение нужно доказать. В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит пять таких доказательств (иногда их называют аргументами о существовании Бога, а иногда трактуют как «пять дорог к Богу»).
Бог как неподвижный перводвигатель. Все, что движется, чем-то приводится в движение. В поиске первоисточника движения необходимо допустить существование неподвижного перводвигателя. А раз его нет в тварном мире, он есть в Боге.
В первом доказательстве Фома Аквинский указывает на изменения, происходящие в мире, и аргументирует, что всё, что движется, приведено в состояние движения чем-то другим, а поскольку не может существовать бесконечная цепь причин без начала, то следует признать существование неподвижной причины или Бога.
Бог как первопричина мира. Существование Бога доказывается невозможностью бесконечной цепи причин. Должна существовать первопричина, не имеющая причин. Следовательно, первопричиной мира является Бог.
Второе доказательство рассматривает конкретные причины изменений, происходящих в мире, и Фома Аквинский утверждает, что должна существовать причина, которая является Богом, поскольку ни одна другая причина не может быть причиной для самой себя.
Бог как высшая необходимость. Все явления имеют высший смысл, необходимость, конечным источником которой является Бог.
Третье доказательство основано на том, что некоторые вещи возникают и исчезают, то есть они являются не необходимыми, а случайными, и отсюда нужно допустить, что существует бытие, необходимое как источник бытия вещей случайных. И эта необходимость является Богом.
Бог как абсолютное совершенство. Данное доказательство исходит из того, что в мире существуют различные степени совершенства. Источник их — в существовании абсолютного совершенства — Бога.
В четвёртом доказательстве Фома Аквинский замечает, что некоторые вещи мы признаём более совершенными, лучшими, чем другие вещи, и утверждает, что существование различных степеней совершенства позволяет развить мысль о существовании наивысшего, самого совершенного бытия, которое является условием существования (бытия) менее совершенных вещей, а само это бытие является чистым совершенством — Богом.
Бог как высшая целесообразность. Исследуя и наблюдая конечный мир, можно увидеть, что все служит некоторой цели, цели устанавливаются лишь живыми существами; источник целесообразности и есть Бог.
Пятое доказательство исходит из того, что каждое органическое тело служит для какой-то цели, являющейся добром, а значит, должно существовать такое разумное бытие, благодаря которому все вещи имеют свои цели, то есть Бог.
Конечно, современному человеку некоторые из этих доказательств кажутся наивными, спорными, однако нужно помнить, что они были сформулированы в XIII в. и, например, тогдашнее представление о конечности и бесконечности мира нельзя сравнивать с нынешним, поэтому говорить о конечной причине в бесконечном мире, например, не очень логично.