Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости и т. д.). Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое. Сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все аспекты отношения сознания к материи: исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.
В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
- сознание существует;
- оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
- головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
- человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;
- медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).
Проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания, т.к. образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы. Кроме того, сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать». Никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен (Амстронг, Смарт, Фейербенд и др.).
Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (Беркли, Юм, Фихте и др.).
Объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
Умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
Проблема сознания у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, К. Маркса, А. Бергсона, У. Джеймса
Артур Шопенгауэр (1788-1860). Артур Шопенгауэр был не согласен с понятием разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.
Основной факт сознания Шопенгауэр видел в представлении.
Интуиция — это первый и самый важный вид знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции.
Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от любого отношения к практике и к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.
Фридрих Ницше (1844-1900). Форма изложения философских идей у Фридриха Ницше — это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации.
По мнению Ницше, в сознании соединяются:
- античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него;
- личностный навык работы сознания с самим собой. Ницше стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания. Мир, по мнению Ницше:
- это жизнь, которая не тождественна органическим процессам: ее признак — становление;
- это воля к власти.
Карл Маркс (1818-1883). Карл Маркс был родоначальником идеи вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и прежде всего — экономическими.
По мнению Маркса, не сознание определяет бытие и мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание — это осознанное бытие.
Карл Маркс утверждал, что человек, его сознание и вся его духовная жизнь определяются безблагодатными общественно-экономическими отношениями.
Маркс предложил анализировать сознание и его содержание через изучение предметно-практических форм человеческой деятельности, т.е. анализировать сознание, вплетенное в бытие людей.
Анри Бергсон (1859-1941). Анри Бергсон — один из ярчайших представителей философии жизни.
Важнейшим философским произведением Бергсона является «Опыт о непосредственных данных сознания», в котором он вводит понятие «чистой длительности» — сути сознания и бытия.
Бергсон в своей философии обращался к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, которое показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т.е. непрерывная изменчивость состояний.
Учение Бергсона о природе сознания и условиях возможности открытого общества в свое время было охарактеризовано как революция в философии.
Уильям Джеймс (1842-1910). Уильям Джеймс — североамериканский философ, по его мнению, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру.
Одна из наиболее известных работ Джеймса — «Существует ли сознание», в ней философ отрицает существование сознания как особой сущности, относящейся к чему-либо.
По его мнению, личность (некий волевой центр), а не сознание, относится к потоку ощущений и переживаний, являющихся нам последней реальностью, данной нам в опыте.
Отказ от проблемы сознания
Первыми, кто сделал шаг к отказу от проблематики сознания, были:
- Джон Дьюи (1859-1952);
- Мартин Хайдеггер (1889-1976);
- Людвиг Витгенштейн (1889-1951).
Джон Дьюи — американский философ, один из ярчайших представителей неопрагматизма.
Прагматизм — направление в философии, которое ведет свое начало от американского философа Пирса, оно видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.
Основным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия появилась не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому главной задачей философии является такая организация жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, которая способствовала бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.
Главная идея Дьюи, определяющая суть его философии, — инструментализм.
Инструментализм — направление в философии, согласно которому ум и интеллект точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.
По мнению этого мыслителя, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей.
Мартин Хайдеггер — немецкий философ, сторонник экзистенциализма.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XXв., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности.
По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Хайдеггером:
- Для чего живет человек?
- В чем смысл его жизни?
- Каково место человека в мире?
- Каков выбор им своего жизненного пути?
Людвиг Витгенштейн — австрийский мыслитель, логик и математик. Людвиг Витгенштейн:
- развивал идеи лингвистической философии;
- разрабатывал проблемы математической логики;
- анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания.
Он предлагал свести все научное знание к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире.
Главное произведение позднего периода Витгенштейна — «Философские исследования», в которых он трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача же философии сугубо «терапевтическая» — устранение путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений, которые оцениваются им как своего рода заболевания.