Проблема первоначала

Проблема первоначала была поставлена родоначальником европейской философии Фалесом. Первоначалом сущего Фалес считал воду. «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собой начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее».

Проблема первоначала включает три аспекта:

  • вопросы о происхождении первоначала (о бытии);
  • его сущности (материальной или идеальной природе);
  • атрибутах (устройстве бытия).

Проблема происхождения первоначала

Проблема происхождения первоначала в философии бытия имеет два решения: первоначало понимается либо как субстрат, либо как субстанция. Субстрат (от лат. основа) — элементарные материальные образования, лежащие в основе действительности.

Фалес положил начало субстратному подходу: первоначало — это первоэлементы, то, из чего состоят вещи. Он и его последователи первоначало представляли в качестве вещи. Но субстратный подход, по сути, является метафизическим и не решает проблемы, так как не снимает вопроса происхождения первовещи.

В Новое время возник субстанциональный подход в решении проблемы первоначала в философии Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка, Б. Спинозы, французских материалистов. Новый подход связан с представлением о первоначале, которое обусловлено не сверхъестественной силой или просто фактом его существования, а его полной самообусловленностью. В качестве начала было предложено представление о «движущемся первоначале», которое в философии принято называть субстанцией. Но в целом их позиция не вышла за рамки метафизического, механистического материализма, т.е. субстратный подход не был полностью преодолен. Спиноза, например, не сумел обосновать внутреннюю активность субстанции, так как считал, что движение не является ее атрибутом.

По утверждению Спинозы, субстанция есть причина и следствие самой себя, не нуждается в чем-либо другом для объяснения своего существования. То, что существует в себе и благодаря себе, является неуничтожимым основанием действительности, источником ее внутренней активности и саморазвития. В идее субстанции Дж. Беркли видел краеугольный камень атеизма, а неокантианец Э. Кассирер — основу научного мировоззрения.

Субстанция (от лат. сущность) — то, что лежит в основе всего и существует само по себе; действительность в аспекте внутреннего единства всех форм ее существования и развития.

С точки зрения диалектического материализма, субстрат — проявление, форма наличного бытия субстанции. За пределами субстанции ничего нет. Определению субстанции противоречит идея множественности субстанций.

Задача обоснования внутренней активности субстанции была решена диалектически в философии Г. Гегеля, который определяет ее как «целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей». Но в его идеалистической диалектике субстанция (как и бытие) есть момент в развитии мирового разума. И только в диалектическом материализме субстанция (которая трактуется как материя) понимается как таковая, как субъект всех существующих изменений.