Прикладная этика

Grandars Философия Этика

Прикладная этика — форма теоретического этического знания, непосредственно отражающего моральные и нравственные проблемы общества и индивида.

Прикладная этика проводит теоретический анализ и решает проблемы морали. Они понимаются как части общественной практики.

Прикладная этика сложилась за последние десятилетия и наиболее развита в западных странах, и прежде всего в США.

Основными проблемами прикладной этики являются:

  • смертная казнь;
  • эвтаназия;
  • аборты;
  • трансплантация органов;
  • эгоизм рыночной конкуренции;
  • насилие.

Проблемы прикладной этики считаются открытыми в силу того, что в отношении их невозможно дать однозначный ответ на вопрос о нравственно достойных способах их решения. Применительно к ним речь идет не просто о нарушении общепринятых моральных правил, а об отсутствии таких правил. Все знают, например, что воровство является выражением злого начала в человеке. С открытыми моральными проблемами дело обстоит принципиально иначе. Здесь разногласия начинаются на уровне самих этических норм и ценностей. К примеру, одинаково можно обосновать категориями справедливости и милосердия и точку зрения, осуждающую смертную казнь, и точку зрения, утверждающую ее.

Описывая своеобразие открытых проблем, следует указать на их следующие признаки:

  • они связаны с правовыми и публичными сферами жизни общества, которые поддаются общественному регулированию и контролю. Само их наличие в качестве проблем свидетельствует о повышенных нравственных требованиях, предъявляемых к деятельности индивидов или организаций;
  • осмысление открытых моральных проблем не сводится к выработке определенной моральной позиции. Оно требует специальных знаний. Моральный выбор здесь совпадает с профессиональной безупречностью решения;
  • открытые проблемы представляют собой такие отступления от моральных требований, которые могут иметь моральное значение. Предполагается, что речь идет о ситуациях, когда лучший способ следования моральной норме — отступление от нее, потому что в индивидуальной жизни невозможно все ее проявления подвести под единые нормы;
  • открытые проблемы морали, хотя и имеют спорный характер, не решаются путем выявления несоответствий принятому правилу. Они открытые не потому, что решение не найдено, а потому, что по причине неоднозначности они не имеют его. Это прикладные и в этом смысле индивидуальные проблемы. А понимание индивидуального и единичного явления не может иметь логически обязывающих формул. Здесь существенна безупречность не самого решения, а способа его принятия. Неслучайно поэтому практика открытых проблем морали в современных обществах связана с деятельностью особых этических комитетов, призванных обосновать принимаемые решения и блокировать любые злоупотребления.

Следует также помнить, что принятие возможности существования открытых проблем и их неоднозначного, не согласующегося с общими моральными нормами решения может служить поводом для уже иного рода злоупотреблений. Возникает соблазн выдать совершенно очевидное с моральной точки зрения явление общественной жизни за единичное явление и дать ему четкую нравственную оценку. Подобные «открытые» моральные проблемы наносят ущерб культуре и обществу и служат поводом для их деградации.

0.071 сек.