Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм


Позитивизм — широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России —
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Названные философы относятся к «первому позитивизму».

«Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 — 1912).

Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.

Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма.

Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:
  • познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;
  • вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;
  • следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.
Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:
  • В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.
  • Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.
  • Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.
  • Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798 — 1857).

Традиционная для Нового времени философия (метафизика), по мнению О. Конта, не может быть позитивным знанием, а поэтому должна уступить место подлинным наукам — физике, химии, математике, биологии, астрономии. Правда, ни у одной из позитивных наук не было предметом изучения общество.

О. Конт нашел смелое, ответственное и продуктивное решение проблемы: он создал новую науку — социологию. В частности, в своем учении об обществе О. Конт выделил стадии общественного развития (теологическая, метафизическая и позитивная). В позитивную общество, по мнению автора, только вступало в первой половине XIX в. Социологические законы, полагал О. Конт, могут быть выведены только из фактов.

Философии в системе позитивных наук, как считал О. Конт, может быть отведена только роль методологии. В определенном смысле это была искренняя в своем стремлении принести пользу науке и обществу попытка лишить философию ее предмета. Но результат оказался иным: О. Конт заложил основы очень мощного по силе и разнообразию философских идей течения — позитивизма и тем самым существенно укрепил философию.

Основателем позитивизма в Англии стал Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Другим крупным позитивистом в Англии был Герберт Спенсер (1820 — 1903).

Эмпириокритицизм

Позитивизм в своем развитии прошел несколько этапов. На смену «классическому» позитивизму пришел эмпириокритицизм, или «махизм» — по имени одного из двух основных представителей течения Эрнста Маха (1836-1916): другой наиболее известный представитель эмпириокритицизма — Рихард Авенариус (1843-1896). В рамках этого направления были выдвинуты принципы «экономии мышления» (согласно которому наука должна носить описательный характер), «относительности» (движение предмета можно оценить только относительно каких-то других конкретных тел).

Неопозитивизм

Следующим этапом развития учения О. Конта стал неопозитивизм — совокупность позиций и теорий, главной проблемой которых был анализ языка науки.

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».

В рамках неопозитивизма возникали и развивались такие философские школы и течения, как Венский кружок, логический позитивизм, сциентизм, натурализуй, бихевиоризм и некоторые другие. Неопозитивисты стремились найти такие формы отражения процесса познания и его результатов, которые позволили бы оградить научное знание от ошибок, неточностей, двусмысленностей. Однако эта задача оказалась непростой, и хотя она до конца не была выполнена, в ходе ее решения различными учеными были выдвинуты многие интересные идеи, сыгравшие важную роль в развитии философского и научного знания.

Так, большое значение имел принцип верификации, согласно которому научными можно считать только те знания (выраженные в предложениях), истинность которых проверяется практикой. Но позже оказалось, что и сам данный принцип следует считать ненаучным, так как он не верифицируется.

Представители неопозитивизма: Мориц Шлик (1882-1936: основатель венского кружка). Рудольф Карнап (1891-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Бертран Рассел (1872- 1970) и другие вы — дающиеся ученые.

Так, Л. Витгенштейн, основатель аналитической философии XX в., сосредоточил свое внимание на анализе языка. Он считал, что структура языка является сущностью структуры мира. Л. Витгенштейн использовал понятия «языковая игра», «семейное подобие». Первое означало коммуникационную модель, в которой все слова употребляются в строгом смысле, второе — то, что позволяет взаимодействовать различным языковым играм.

Л. Витгенштейн считал распространение понимания о законах природы как о подлинных сущностях бытия контрмифологией, которая заменила собой предшествующее ей мифологическое (не основанное на научных выводах) отношение к действительности. Наука — это только одна из языковых игр. Задача же философии заключается в определении границ мыслимого, тем самым ограничивая и немыслимое. Это позволяет внести большую ясность в понимание структуры и конструкций языка.

При этом, по мнению Л. Витгенштейна, «о чем нельзя сказать, о том нужно молчать».

Постпозитивизм

На смену неопозитивизму пришли новые философские подходы и школы, стремившиеся обеспечить эффективность научною познания, исключить спекулятивный аспект из научного знания, исследовать механизмы развития науки. Нередко их объединяют одним общим названием — постпозитивизм.

По содержанию и направленности постпозитивизм, безусловно, существенно отличался от учения О. Конта. Одним из направлений работы ученых в рамках этого учения было выявление закономерностей развития научного знания.

Так. по мнению Карла Поппера (1902-1994), главная задача философии состоит в осмыслении роста научною знания, в отделении научного знания от ненаучного. В качестве основного метода философ выдвинул принцип фальсификации.

Научное знание должно быть в принципе фальсифицируемо; оно не просто может подвергаться научной критике, а должно когда-то оказаться опровергнутым. Так, на определенном этапе развития науки в результате новых открытий «устаревали» Евклидова геометрия. Ньютонова механика и многие другие учения, казавшиеся до этих новых открытии весьма убедительными.

Любая теория в какой-то период времени перестает решать вновь возникающие вопросы, становится частным случаем новой, более современной теории, способной решить более широкий круг вопросов. Но и она раньше или позже также окажется несостоятельной перед лицом все более усложняющихся представлений о действительности. Всякая научная теория в свое время может быть опровергнута. Но пока теория не опровергнута, она считается истиной.

Нефальсифицирумое знание, т.е. то, которое в принципе невозможно опровергнуть (например, религиозное), научным не является.

Томас Кун (1922-1996) предложил свою версию развития научного знания. Он ввел понятие парадигма. Парадигма не является собственно теорией, так как не ставит задачу непосредственного объяснения мира, она только предлагает набор предписаний. Вместе с тем ядром парадигмы выступает какая-то фундаментальная теория, например, астрономия Птолемея, механика И. Ньютона или теория относительности А. Эйнштейна, которая играет роль своеобразного научного ориентира.

Парадигма определяет стиль научного мышления, подходы к исследованию природы. Парадигма формирует дух науки на данном этапе развития.

Рост научного знания в рамках существующей парадигмы — эволюционное («нормальное») развитие науки. Но но мере этого роста существующие принципы оказываются в отношениях противоречия с новыми открытиями, перестают отвечать интересам развития научного знания. Формируется новый набор принципов, методов, установок, ориентиров, т.е. новая парадигма. Смена парадигм означает научную революцию. Причем смена эта предопределена и закономерна (хотя и не носит линейного характера: и направление, и сам момент смены остаются непредсказуемыми).

Иначе считал Имре Лакатос (1922-1974), концепция которого названа методологией научно-исследовательских программ. Развитие науки — результат борьбы различных научно-исследовательских программ, каждая из которых имеет четкую структуру. По мнению И. Лакатоса, программы состоят из жесткого ядра (исходные положения, неопровержимые для сторонников программы), негативной эвристики (вспомогательные гипотезы и допущения, которые снимают противоречия с аномальными фактами, новыми открытиями; защищают программу от внешней критики), позитивной эвристики (ряд доводов, предположений, направленных на развитие научного знания в рамках программы) — Программы конкурируют между собой.

На определенном этапе негативная эвристика уже не может разрешать противоречия между новыми открытиями и положениями (принципами, теориями), составляющими жесткое ядро. Побеждает другая программа — более современная и содержащая на данный момент времени меньше противоречий.

Стивен Эделстон Тулмин (1922- 1998) создал эволюционистскую концепцию науки. Развитие науки происходит в результате взаимодействия научной инициативы (идеи или системы идей) с «внутринаучными» и «вненаучными» (этическими, политическими, экономическими, эстетическими) факторами. Внутренний и внешний аспекты науки соотносятся друг с другом но принципу «дополнительности» в качестве различных взглядов на один и тот же эволюционный процесс.

Свой подход к пониманию развития науки предложил и Пол Фейерабенд (1924-1994). Он считал, что этот процесс является неупорядоченным, в высшей мере непредсказуемым — своеобразный эпистимический анархизм. П. Фейерабенд отвергал существование единых методологических стандартов, объективной истины, а также кумулятивность научного знания и преемственность в его развитии. Развитие науки представляет собой неограниченное появление «конкурирующих теорий», взаимная критика которых стимулирует научное познание. Успех любой из этих теорий обусловлен личностью ее автора, его способностью преподнести свою точку зрения.

Таким образом, постпозитивизм в значительной степени может считаться современным развитием философии науки.