Политическое направление философии Возрождения (XV-XVI вв.)
Наиболее ярким представителем политического направления философии Возрождения был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он разрабатывал философию политики, проблемы устройства и функции государства, сформулировал нравственные основы поведения правителей.
Никколо Макиавелли исходил из трактовки людей как крайних эгоистов и обосновывал правомерность полицейского укрощения этого эгоизма любыми государственными средствами, допуская жестокость, вероломство, убийства, любые обманы, любую бесцеремонность. «Макиавеллизм» — это концепция власти, политической деятельности, при которой политические цели ставятся выше норм морали, другими словами, в этой концепции цель оправдывает средства, хотя сам Макиавелли никогда не формулировал такой мысли.
В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 — 1527) — итальянский политический деятель, философ и писатель. Политическая философия Макиавелли была вызвана изменениями в политике Флоренции и Италии в целом, где назрел кризис нравственных ценностей. Макиавелли чутко уловил тенденцию разрыва в нравственности между двумя модальностями морали: то, что есть и то, что должно быть. При этом Макиавелли возвел нравственный кризис в новый политический принцип — политический реализм. Основной работой Макиавелли стало сочинение «Государь» (1531), в котором главным тезисом, пронизывающим всю работу стал тезис о праве правителя отступать от принципов добра, если к этому его вынуждают обстоятельства.
Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
- человек обладает изначально злой природой, движущими мотивами его поступков являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
- совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы, поэтому для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
- правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных: ему следует выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);
- ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
- в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Примером настоящего властителя Макиавелли считал Филиппа Македонского, который стал за короткий срок из незначительного царя государем всей Греции. Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.