Основной вопрос в философии

Мы уже показали, что круг вопросов, которые интересуют философию и решением которых занимаются философы, чрезвычайно широк. Однако среди них в философии выделяют основной, которым традиционно считается вопрос о соотношении природного и духовного (что первично: духовное или природное?). От решения этого вопроса зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нём, что и является главной задачей философии. Основной вопрос философии имеет две стороны:

  • Первая (онтологическая) состоит в постановке вопроса, что является первичным — материя или сознание — и поиске ответа на него.

Онтологический вопрос — первично материальное или идеальное?

  • Вторая (гносеологическая, или познавательная) состоит в постановке вопроса и поиске ответа на него, познаваем ли мир, то есть в состоянии ли человек получить такое знание о мире, которое будет объективным (не зависящим от человека) и истинным (соответствующим самому этому миру).

Гносеологический вопрос — познаваем ли мир?

В соответствии с ответом на первую сторону основного вопроса философии сформировались два основных направления в философии — материализм и идеализм. Их называют разновидностями монизма (от лат. monos — один).

Монизм — это философское учение, утверждающее, что только одна субстанция — материальная (природная) или духовная — является первичной.

Материализм — это философское направление, которое утверждает, что материальная субстанция существует вечно, что она первична, а сознание, духовная субстанция — вторична, она возникает на определённом этапе развития материи и является её следствием.

Идеализм — это философское направление, которое утверждает, что первичной является духовная, идеальная субстанция, а материя — вторична, она производна от сознания, от идеи и является её следствием.

Если философ признаёт не одну, а большее количество субстанций (первоначал), то он принадлежит к таким направлениям, как дуализм или плюрализм.

Дуализм исходит из того, что две субстанции — и материальная, и духовная — являются равноправными и первичными.

Плюрализм исходит из того, что существует более двух первичных субстанций.

История основного вопроса философии

Своеобразие философии во многом зависит от формулировки основного ее вопроса. Представления о содержании такого вопроса у философов различаются.

Так, Ф. Бэкон выделял в философии как основной — вопрос о расширении могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего мира и внедрению знания в практику.

Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы.

К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого счастья.

Ж.-Ж. Руссо такой вопрос сводил к вопросу о социальном неравенстве и путях его преодоления.

И. Кант считал основным в философии вопрос о том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте данный вопрос сводил к вопросу об основоположениях всякого знания.

Для известного российского философа С. Л. Франка такой вопрос звучал так: что такое человек и каково его истинное назначение, а известный представитель французского экзистенциализма А. Камю считал, что в этом качестве выступает вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

В современной отечественной философской мысли многими специалистами основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи.

Такая постановка основного вопроса философии отражена в работе Ф. Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. В ней отмечено: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию”, и далее “философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечают они на этот вопрос”, т. е. на материалистов и идеалистов. Принято считать, что основной вопрос в такой постановке имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.

Вначале рассмотрим вопрос, относящийся к первой стороне основного вопроса философии.