Понятие истины
Познание является творческой духовной деятельностью, цель которой — постижение истины.
Истина традиционно понимается как соответствие мыслей и высказывании действительности. Такая концепция истины называется классической и восходит к идеям древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Приведем их высказывания по этому поводу:
Платон: Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет. Аристотель: Говорить о сущем, что его нет, или о несущем, что оно есть, — значит говорить ложное; а говорить, сущее есть и не-сущее не есть, — значит говорить истинное.
Польско-американский логик и математик Альфред Тарский (1902-1984) выразил классическую формулу истины таким образом: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С. Например, высказывание «Золото — металл» истинно, если золото действительно является металлом. Таким образом, истинность и ложность выступают характеристикой наших мыслей и высказываний о реальности и невозможны вне познавательной деятельности человека.
Свойства и виды истины
Помимо критериев истины, теория познания также исследует различные ее свойства и разновидности. К числу наиболее важных свойств истины относят:
- конкретность, то есть зависимость истины от места, времени и других условий ее получения;
- объективность — независимость истины от индивидуальных свойств познающего субъекта, воспроизведение объектов и явлений так, как они существуют в действительности.
Существуют различные классификации видов истины. Выделяют истину обыденного знания, опирающуюся на повседневный опыт, и научную истину, предполагающую систематизацию знаний в целях выявления действующих в мире законов и закономерностей, объяснения и предсказания различных явлений.
Различают также абсолютную и относительную истины. Под абсолютной истиной понимают полное, исчерпывающее знание о каком-либо объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познания. Абсолютные истины — это истины установленных фактов. Однако получение абсолютной истины является весьма непростой задачей. Уровень наших знаний, их точность зависят от многих обстоятельств. Окружающий нас мир не является застывшим, он изменяется, развивается. Также развиваются и познавательные способности человека, но их уровень не позволяет нам одномоментно проникнуть в сущность всех процессов и явлений. Человек постепенно накапливает знания о действительности, корректирует их, уточняет. Каждый познавательный акт дает нам знание о тех или иных сторонах, свойствах изучаемых объектов, явлений. Это знание характеризуется той или иной степенью полноты, точности. Знание, достигнутое на данном этапе познавательной деятельности, называется относительной истиной.
Таким образом, абсолютная истина является тем предельным знанием, к которому стремится человек, накапливая относительные истины.
Относительная и абсолютная истины
Для закрепления знаний установим соответствие между признаками и видами истины.
Относительная истина — это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Она:
- содержит неполное, изменяемое знание о предмете;
- имеет возможность корректировки при дальнейшем развитии науки;
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Она:
И абсолютная и относительная истины обладают такими признаками как:
- объективный характер;
- проверяемость знания;
- отражение свойств познаваемого объекта.
Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно. Действительность невозможно исчерпать до конца, и с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. Помимо этого недостижимость абсолютной истины обусловлена несовершенством средств познания, доступных человеку. В то же время каждое открытие одновременно является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-то часть истины абсолютной.
В высказывании древнегреческого философа Демокрита (V в. до н.э.) «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины, однако в целом истина Демокрита не абсолютна, поскольку не исчерпывает реальность. Современные представления о микромире и элементарных частицах более точны, однако и они не исчерпывают реальность в целом. Каждая подобная истина содержит в себе элементы как относительной, так и абсолютной истины.
Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если считается, что она только абсолютна, — к догматизму.
Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными или банальными истинами, такими, как «Сократ — человек» или «Скорость света в вакууме 300 тыс. км/с». Вечные истины являются абсолютными только по отношению к конкретным фактам, а для более существенных положений, например для научных законов, а тем более для сложных систем и действительности в целом, не существует полных и исчерпывающих истин.
В русском языке помимо понятия «истина» также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости, высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Как говорил В. И. Даль, правда есть «истина на деле, истина во благе».
Ложь и заблуждение
Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь — преднамеренное возведение неверных представлений в истину.
Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.
