Теория философии

Формы общественного сознания

Grandars Философия Теория философии

Общественное сознание — это сложная система идеальных форм, образов, мнении, переживаний, усвоенных большими группами людей, которые руководствуются этими представлениями в своей жизни; это также отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах — формах общественного сознания.

Выделяют семь форм общественного сознания — религиозное, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, научное и философское.

Среди них важную роль играет философия. Все вместе они в своем развитии и взаимодействии представляют духовную жизнь общества.

Рис. Формы общественного сознания и социальная регуляция общества.

Политическое сознание — отражение социально-политических общественных отношений, обосновывающее экономические интересы социальных групп и этнических образований.

Правовое сознание — представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях. Экономические отношения в праве приобретают волевой характер. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса или большинства населения (по содержанию право — свод принудительных, обязательных для исполнения норм и законов).

Нравственное сознание (мораль) — первая форма общественного сознания, совокупность общепризнанных норм и правил поведения людей в обществе, производстве, быту, сложившихся естественным образом (чувства и понимание общественного долга, добра и зла, чести и достоинства, совести и счастья и т.п.). Мораль является отражением разных сфер жизни (экономической, религиозной и т.п.).

Эстетическое (художественное) сознание — совокупность общезначимых чувств, вкусов, интересов, представлений, идеалов, затрагивающих понятия красоты, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д.

Религиозное сознание — социальные чувства, взгляды, идеалы людей, связанные с верой в потусторонний мир, сверхъестественные явления. Религия основывается на морали (а не мораль на религии), немыслима вне искусства. Она выражает обыденный уровень общественного сознания, выполняет мировоззренческую и компенсаторную функцию (психологической поддержки) — обещает верующим в загробной жизни то, чего они не имеют в земной жизни.

Каждая из форм обладает определенной спецификой, связанной с различными аспектами общественной жизни, с потребностями общества. Каждая отражает действительность по-своему, своими средствами. И возникали эти формы по мере того, как развивалось общество, усложнялось общественное мировоззрение. Они появлялись тогда, когда общество «созревало», накапливая опыт в данной сфере. С другой стороны, все формы общественного сознания тесно связаны между собой и четкого разграничения не имеют, и только в своей совокупности и взаимовлиянии составляют духовную жизнь определенного общества.

Мифология

Одной из первых форм общественного сознания, как известно, стала мифология. В мифах, легендах аккумулировалось знание об окружающем мире. Специфика человеческого восприятия действительно определяет не только необходимость накапливания и хранения информации о мире. Человеческое восприятие мира требует определенности его восприятия, осмысления и интерпретации сущности объектов природы и окружающего мира в целом. Мифология вполне справлялась с этими задачами. Усвоив мифы, человек обретал относительную уверенность в том, что он понимает окружающий его мир, знает, чего можно ожидать от него.

Причем понимание в рамках мифологии происходит исключительно на эмоционально-чувственном уровне. Процессы и явления, составляющие содержание бытия, объяснялись не столько причинно-следственными связями, сколько чувственно-художественными образами. Демаркация реального и фантазии отсутствует, т.е. естественное и сверхъестественное — едино. Объекты и процессы реальности нередко персонифицируются.

Персонификация внешних по отношению к человеку фрагментов бытия, наделение их в сознании человека признаками не просто реальности, а необходимости постепенно приобретает первостепенное значение. На первый план выходит массовая вера в сверхъестественное идеальное начало, чьей активностью обусловлено бытие.

Религия

Религия представляет собой одну из древних форм общественного сознания, особый вид знания, основанного на вере в Абсолют, во всемогущее идеальное начало. Важной особенностью религиозного миропонимания становится возникшее отчетливое деление бытия на естественное — постижимое и сверхъестественное — непостижимое или постижимое лишь частично.

Понятие «религия» происходит от латинского religio (святыня, набожность, благочестие); Цицерон связывал это понятие с латинским religere (собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Трактовка Августина Аврелия: ге (восстановление, реконструкция, возобновление) и ligos (связь) — подразумевает под религией стремление и процесс восстановления полной связи человека с Богом.

утерянной в результате ослушания Адама и Евы. В настоящее время религией называют один из видов идеального (духовного) отношения к миру, специфическое миропонимание, компонент (и вид) общественного и индивидуального сознания и соответствующую этому сознанию организацию жизни индивидов, а также общества или его части.

Религия — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также обусловленные ими формы организации общественной жизни, поведения людей, основанные на вере в сверхъестественное начало — Бога, Мировой разум. Абсолют, — обладающее безграничными возможностями и определяющее бытие. Особенностью религии является чувство полной зависимости человека и общества от Бога, а также стремление к соединению с Богом.

Искусство

Искусство — специфическая форма отражения окружающего мира и его практического освоения, основанная на эмоционально-образном, эстетическом представлении о нем. Искусство это также вид общественного сознания, способ духовного производства, специфическое чувственно-художественное отношение к миру. В искусстве наиболее полно и ярко проявляется эстетическое сознание.

Человеку свойственно стремление к красоте, к прекрасному. Это важная отличительная черта человека. С самых древних времен человеку было мало одеться, чтобы спастись от холода, соорудить жилище, чтобы укрыться в нем от хищников и непогоды, мало сделать орудия труда, охоты. Он издавна стремится украсить все, что со временем научился производить. Удачная охота, позволившая утолить голод человеку и его сородичам и оставившая немало ярких впечатлений в сознании охотника, подвигла его стать художником.

Наука

Наука является главным проявлением и результатом функционирования научно-рационального сознания. Эго сложное социальное образование, созданное человеком для выявления и рационального осмысления законов природы, общества и самого человека, закрепление их в знаниях. Научно-рациональное сознание ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты действительности могут преобразовываться в человеческой деятельности.

Таким образом, наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на формирование системы объективных рационально обоснованных знаний о мире. Она взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Любая форма общественного сознания отображает окружающий мир, но только научно-рациональное сознание настойчиво стремится к созданию стройной системы непротиворечивых представлений о мире. Только для научно-рационального сознания главным становится получение логически обоснованных и, безусловно, подтвержденных практическим опытом знании. При этом главное содержание научного знания — объективные закономерности. Наконец, наука занимается формированием именно знания, а не фиксирует и аккумулирует впечатления, чувства, мнения, сим- полы веры и т.д. Таким образом, основанием пауки являются знания. Поэтому науку можно определить как особый вид деятельности, направленный на получение знаний.

0.049 сек.