Формы общественного сознания
Grandars.ru » Философия » Теория философии »

Формы общественного сознания

Общественное сознание — это сложная система идеальных форм, образов, мнении, переживаний, усвоенных большими группами людей, которые руководствуются этими представлениями в своей жизни; это также отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах — формах общественного сознания.

Выделяют семь форм общественного сознания — религиозное, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, научное и философское.

Среди них важную роль играет философия. Все вместе они в своем развитии и взаимодействии представляют духовную жизнь общества.

Рис. Формы общественного сознания и социальная регуляция общества.

Политическое сознание — отражение социально-политических общественных отношений, обосновывающее экономические интересы социальных групп и этнических образований.

Правовое сознание — представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях. Экономические отношения в праве приобретают волевой характер. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса или большинства населения (по содержанию право — свод принудительных, обязательных для исполнения норм и законов).

Нравственное сознание (мораль) — первая форма общественного сознания, совокупность общепризнанных норм и правил поведения людей в обществе, производстве, быту, сложившихся естественным образом (чувства и понимание общественного долга, добра и зла, чести и достоинства, совести и счастья и т.п.). Мораль является отражением разных сфер жизни (экономической, религиозной и т.п.).

Эстетическое (художественное) сознание — совокупность общезначимых чувств, вкусов, интересов, представлений, идеалов, затрагивающих понятия красоты, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д.

Религиозное сознание — социальные чувства, взгляды, идеалы людей, связанные с верой в потусторонний мир, сверхъестественные явления. Религия основывается на морали (а не мораль на религии), немыслима вне искусства. Она выражает обыденный уровень общественного сознания, выполняет мировоззренческую и компенсаторную функцию (психологической поддержки) — обещает верующим в загробной жизни то, чего они не имеют в земной жизни.

Каждая из форм обладает определенной спецификой, связанной с различными аспектами общественной жизни, с потребностями общества. Каждая отражает действительность по-своему, своими средствами. И возникали эти формы по мере того, как развивалось общество, усложнялось общественное мировоззрение. Они появлялись тогда, когда общество «созревало», накапливая опыт в данной сфере. С другой стороны, все формы общественного сознания тесно связаны между собой и четкого разграничения не имеют, и только в своей совокупности и взаимовлиянии составляют духовную жизнь определенного общества.

Мифология

Одной из первых форм общественного сознания, как известно, стала мифология. В мифах, легендах аккумулировалось знание об окружающем мире. Специфика человеческого восприятия действительно определяет не только необходимость накапливания и хранения информации о мире. Человеческое восприятие мира требует определенности его восприятия, осмысления и интерпретации сущности объектов природы и окружающего мира в целом. Мифология вполне справлялась с этими задачами. Усвоив мифы, человек обретал относительную уверенность в том, что он понимает окружающий его мир, знает, чего можно ожидать от него.

Причем понимание в рамках мифологии происходит исключительно на эмоционально-чувственном уровне. Процессы и явления, составляющие содержание бытия, объяснялись не столько причинно-следственными связями, сколько чувственно-художественными образами. Демаркация реального и фантазии отсутствует, т.е. естественное и сверхъестественное — едино. Объекты и процессы реальности нередко персонифицируются.

Персонификация внешних по отношению к человеку фрагментов бытия, наделение их в сознании человека признаками не просто реальности, а необходимости постепенно приобретает первостепенное значение. На первый план выходит массовая вера в сверхъестественное идеальное начало, чьей активностью обусловлено бытие.

Религия

Религия представляет собой одну из древних форм общественного сознания, особый вид знания, основанного на вере в Абсолют, во всемогущее идеальное начало. Важной особенностью религиозного миропонимания становится возникшее отчетливое деление бытия на естественное — постижимое и сверхъестественное — непостижимое или постижимое лишь частично.

Понятие «религия» происходит от латинского religio (святыня, набожность, благочестие); Цицерон связывал это понятие с латинским religere (собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Трактовка Августина Аврелия: ге (восстановление, реконструкция, возобновление) и ligos (связь) — подразумевает под религией стремление и процесс восстановления полной связи человека с Богом.

утерянной в результате ослушания Адама и Евы. В настоящее время религией называют один из видов идеального (духовного) отношения к миру, специфическое миропонимание, компонент (и вид) общественного и индивидуального сознания и соответствующую этому сознанию организацию жизни индивидов, а также общества или его части.

Религия — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также обусловленные ими формы организации общественной жизни, поведения людей, основанные на вере в сверхъестественное начало — Бога, Мировой разум. Абсолют, — обладающее безграничными возможностями и определяющее бытие. Особенностью религии является чувство полной зависимости человека и общества от Бога, а также стремление к соединению с Богом.

В различных философских школах существуют свои особенности трактовки религии. С объективно-идеалистических позиции религия — это естественное отношение к высшей идеальной реальности, к высшему безусловному. При этом высшая реальность — идеальна, только высшая идеальная сущность — безусловна. Материя в данном случае оказывается лишь обусловленным производным от идеального начала.

Материалистический подход объясняет религию недостатком знания о природе, невозможностью иного объяснения человеком окружающей действительности. Ф. Энгельс называл религию фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни.

Э. Дюркгейм считал Божество результатом персонификации социального целого, т.е. отождествлял религию с самим общественным сознанием; религия в этой трактовке выступает как общественное самосознание.

Религия существует в различный формах. Принято выделять монотеизм (от греческого monos — один, единый и theos — бог) — вера в единственного Бога, уверенность в том, что Бог один: и политеизм (греч. poly — много) — многобожие, религия, в которой люди поклоняются нескольким богам.

История философии знает немало специфических позиций но отношению к религии. Так, деизм (от лат. deus — бог) признает Бога творцом мира, после творения он больше не вмешивается в процессы этого мира. Согласно пантеизму (от греч. pan — все и theos — бог) Бог и есть природа, Бог существует во всех объектах, процессах, явлениях окружающего мира.

Религия, как и любой другой вид общественного сознания, не является внутренне однородной и неизменной. Она постоянно развивается, в рамках того или иного типа религии появляются новые интерпретации представления о бытии. С точки зрения официальной религии это чаше всего считается ересью. Иногда возникают совершенно новые религии. Многие религии, напротив, исчезают.

С точки зрения эволюции человечества в целом сегодня наибольшую роль играют так называемые мировые религии — распространившиеся среди многих миллионов людей на планете, среди народов разных стран и континентов — буддизм, ислам и христианство.

Наиболее распространенной организационной формой религии является церковь (от греч. — kyriakon — дом Господний) — специфический тип религиозной организации, которая объединяет единоверцев и противопоставляет их иноверцам на основании особенностей вероучения и культа. В христианской традиции церковью называют совокупность всех религиозно-христианских общин в стране или в мире, а также здание (архитектурное сооружение), предназначенное для богослужения.

Религиозная организация является важным компонентом структуры религии, в которую помимо религиозного сознания (совокупности специфических представлений об окружающем мире) обычно включают:

  • религиозный культ — упорядоченная регламентированная система действий верующих людей и средств, которые они применяют для выражения ими веры в Бога;
  • религиозные отношения — социальные связи, которые формируются в процессе религиозной активности между верующими людьми, а также отношение верующих людей к природе, обществу и прежде всего к Богу.

Структура религии, таким образом, включает религиозное сознание, религиозную организацию, религиозный культ, религиозные отношения.

Несмотря на полный приоритет веры, это не означает отсутствия рационального начала в религиозном отношению к окружающему миру. Стремление человека к Богу требует осмысленности. Природа человека такова, что понимание целесообразности своего бытия, собственного места в нем оказывается для большинства людей непременной внутренней потребностью. Поэтому человек не просто верит, но и ищет рациональное обоснование веры, формирует признаки, позволяющие ему представить, «определить» для себя предмет своей веры — абсолютное духовное существо.

Возникают системы доказательств бытия Бога (хотя, казалось бы, в этом не должно быть никакой необходимости), которые оттачиваются, приобретают общедоступную форму и получают распространение в обществе. Формируется и обосновывается совокупность религиозных норм, предписаний, ограничений, которые усваиваются индивидами, социальными группами и обществом в целом. Тем самым религия принимает участие в социальной регуляции общественной жизни. Но это далеко не единственная функция религии.

Главной функцией религии является удовлетворение религиозных потребностей. К функциям религии также относят мировоззренческую, воспитательную, консолидирующую, утешительную и некоторые другие.

Таким образом, религия является формой общественного сознания, специфическим и на определенном этапе становления общества (и отдельного индивида) необходимым проявлением человеческого в обществе. Не менее важной формой общественного сознания стало искусство.

Искусство

Искусство — специфическая форма отражения окружающего мира и его практического освоения, основанная на эмоционально-образном, эстетическом представлении о нем. Искусство это также вид общественного сознания, способ духовного производства, специфическое чувственно-художественное отношение к миру. В искусстве наиболее полно и ярко проявляется эстетическое сознание.

Человеку свойственно стремление к красоте, к прекрасному. Это важная отличительная черта человека. С самых древних времен человеку было мало одеться, чтобы спастись от холода, соорудить жилище, чтобы укрыться в нем от хищников и непогоды, мало сделать орудия труда, охоты. Он издавна стремится украсить все, что со временем научился производить. Удачная охота, позволившая утолить голод человеку и его сородичам и оставившая немало ярких впечатлений в сознании охотника, подвигла его стать художником.

Эстетическая составляющая присутствует в различных результатах человеческого труда: в одежде и машинах (механизмах), в жилых кварталах и промышленных объектах, в музыкальных инструментах и в оружии, в художественной литературе и обычной (или деловой) переписке. Без этого жизнь человека была бы серой и невыразительной. И даже не потому, что в мире отсутствуют яркие краски, волнующие слух звуки и совершенные формы, а потому, что вне эстетического видения человек просто не смог бы научиться их различать.

Наряду с развитием искусства как практического освоения мира совершенствуется и теоретическая составляющая данной сферы общественного сознания. Искусство, мир художественных образов и эстетических форм являются объектом многих наук. Искусство находится в центре внимания истории искусств, искусствоведения, ряда частных наук, исследующих и формирующих теоретические основы того или иного вида искусства — архитектуры, литературы, музыки, театра, кино и др.

К важным особенностям искусства относят личностное восприятие действительности (как художниками, так и зрителями, читателями, слушателями); особые методы отражения бытия, неповторимость видения художником объекта своего внимания; многозначность прочтения художественных образов и некоторые другие.

Раздел философии, предметом которого является соотношение прекрасного и безобразного, принципы и закономерности формирования и развития эстетических (художественных) форм и методов отражения мира, а также соответствующих сознания и деятельности, называется эстетикой (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный).

В искусстве реализуются важные общественные функции:

  • эстетическая — в произведении искусства важно не только его содержание, но и форма; речь идет не просто о видении мира художника, это произведение должно быть гармоничным (эстетически сбалансированным), важны яркость и точность художественных образов, изящность форм; искусство делает жизнь более насыщенной, «объемной», многомерной; наконец, искусство, в каком бы виде оно не проявлялось, воспринятое зрителем, делает и его художником, со-творцом, так как у каждого индивида видение особое, человек становится более глубоким и богатым духовно;
  • познавательная. основанная на том, что произведения искусства представляют собой результат специфического (эстетического) отражения действительности, т.е. они несут в себе информацию о природе, об обществе, о человеке;
  • воспитательная заключается в способности произведений искусства не только развивать эстетический вкус индивида, но и воздействовать на его поведение;
  • интегрирующая — объединяет людей в стремлении к прекрасному, в схожем понимании художественных образов, вокруг достижений национального искусства, искусство также позволяет понимать друг друга людьми разных национальностей.

Кроме того, в произведениях искусства отражается культурно- историческая эпоха, национальные особенности, определенная идеология.

Форм искусства немало, и со временем, в результате усложнения видения мира и с развитием творческих технологий их число растет. Это — музыка, живопись, графика, хореография, скульптура, литература, театр, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, фотография, кино, телевидение.

Стоит добавить, что понятие «искусство» может употребляться и в ином, более широком смысле. Так называют высокую степень мастерства, умения, независимо оттого, в какой сфере жизни общества это мастерство проявляется (искусство врача, педагога юриста, слесаря, тракториста, программиста и т.п.).

Наука

Наука является главным проявлением и результатом функционирования научно-рационального сознания. Эго сложное социальное образование, созданное человеком для выявления и рационального осмысления законов природы, общества и самого человека, закрепление их в знаниях. Научно-рациональное сознание ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты действительности могут преобразовываться в человеческой деятельности.

Таким образом, наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на формирование системы объективных рационально обоснованных знаний о мире. Она взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Любая форма общественного сознания отображает окружающий мир, но только научно-рациональное сознание настойчиво стремится к созданию стройной системы непротиворечивых представлений о мире. Только для научно-рационального сознания главным становится получение логически обоснованных и, безусловно, подтвержденных практическим опытом знании. При этом главное содержание научного знания — объективные закономерности. Наконец, наука занимается формированием именно знания, а не фиксирует и аккумулирует впечатления, чувства, мнения, сим- полы веры и т.д. Таким образом, основанием пауки являются знания. Поэтому науку можно определить как особый вид деятельности, направленный на получение знаний.

Человеку (и отдельному индивиду, и всему человечеству) для верного решения стоящих перед ним проблем необходимо многое знать точно. В ходе социальной эволюции постоянно возникают ситуации, когда эстетические, идеологические, религиозные способы освоения действительности оказываются неуместными или не основными в решении тех или иных жизненно важных вопросов («на Бога надейся, но сам не плошай»). И даже когда ненаучные способы отражения мира оказываются основными, и в этом случае необходимо логическое обоснование выводов. Так происходит при создании и восприятии произведений искусства, создании идеологических систем, при решении многих религиозных вопросов и т.д. Поэтому наука для общества — необходимая форма отражения действительности.

К отличительным признакам науки относятся:

  • объективность — стремление воспроизвести мир, его отдельные объекты, процессы, явления такими, какими они существуют вне зависимости от сознания человека;
  • опора на факты — наука отвергает всякие необоснованные домысли по поводу окружающей действительности (природы, общества, мышления); если какая-либо закономерность не до конца выявлена, если тезис недостаточно обоснован, то знание в отношении этой закономерности может носить форму гипотезы или версии, которые впоследствии или опровергаются, или доказываются и становятся теориями;
  • рациональность — логическая обоснованность любого знания;
  • системность — и познавательная деятельность, и научные знания, как их результат, строго упорядочены; они не могут противоречить друг другу не только в рамках одной сферы науки, но и в рамках науки в целом, противоречие означает заблуждение, по крайней мере, одного из противоречащих друг другу положений (суждений, тезисов);
  • строгий понятийно-категориальный аппарат — наука оперирует не просто понятиями, а терминами (от лат. terminus — предел, граница — слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной области науки), категориями (греч. kategoria — высказывание, признак — предельно
  • общее понятие);
  • направленность на выявление закономерностей процессов действительности, сущности вещей (эссенциальность) — наука целенаправленно выявляет объективные, существенные. повторяющиеся, необходимые связи, принципы;
  • опора на определенную методологию — научная деятельность осуществляется не любыми средствами, а наиболее эффективными для каждого случая методами; кроме того, она осуществляется целенаправленно, планомерно.

Наука представляет собой сложную систему, которую чаще всего делят на естественные, социальные, гуманитарные, технические науки. Иногда в отдельный раздел выделяют математику.

Наука как система знания и тип общественного сознания имеет и другие основания типологии. Так, в науке выделяют различные уровни, и, прежде всего, науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальным наукам свойственны более широкие обобщения, они в меньшей степени связаны с конкретным видом деятельности. Они выявляют глубинные сущностные признаки исследуемых объектов, а также возможные перспективы практической реализации данных знаний. Их цель — расширение горизонта научно-рационального сознания. Прикладные науки в большей степени сориентированы на конкретный вид практической деятельность, предмет их может быть достаточно узким, эти науки более «адресные», они выполняют конкретный «заказ» того или иного вида деятельности. Главная их цель — адаптация научных знаний для решения конкретных практических задач.

Наука реализует ряд важных для общества функций. Главная заключается в том, чтобы разрешать наиболее существенные проблемы человечества в его развитии. Наука обеспечивает общественную практику ответами на вопросы, возникающие в ходе освоения окружающего мира. Наука возвращается к вопросам, уже получившим ответы ранее, уточняет правильность выводов, расширяет и углубляет представление об окружающем мире. Например, «неоспоримую истину» о том, что «плоскость земли покоится на водной глади», ученые со временем отвергли, придя к выводу, что Земля — шар, вокруг которого вращаются небесные светила; а позже установили, что вокруг Земли вращается лишь ее спутник — Луна, и т.д.

Наука создает новые теории, которые до определенного времени имеют относительно невысокую практическую ценность, но дают важные ориентиры прикладным наукам и нередко впоследствии занимают важное место в системе повседневных знании. В то же время наука ставит перед собой новые вопросы, исследует собственную структуру и эффективность собственной деятельности. Следует уточнить, что подобные функции выполняют прежде всего фундаментальные науки.

Кроме познавательной функции наука выполняет также и некоторые другие: прогностическую, рефлексивную, ориентационную, образовательную и т.д.

Вместе с тем научно-рациональное сознание формирует лишь одну (хоть и очень важную) грань понимания человеком многообразного мира. Оно составляет целостность, отражающую культуру общества во взаимодействии с другими формами общественного сознания — искусством, религией, философией.