Общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ, и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства.
Общественное бытие как материальные отношения людей к природе и друг к другу возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от человеческого сознания.
Общественное бытие — это онтология социальной жизни, при изучении которой необходимо выявить характер закономерностей, объединяющих людей в некое устойчивое образование, в единый и целостный общественный организм.
Основу общественного бытия составляет социально-производственная коллективная деятельность общественного индивида.
Структура общественного бытия — реалии повседневности, предметно-практическая деятельность (практика) и отношения между людьми. Практика — центральный пункт человеческого бытия, из которого могут быть поняты все другие его особенности. В центре практики находится такая субстанция, как труд. Все человеческое существование так или иначе концентрируется вокруг формирования, организации, осуществления и последствий труда. Движущей силой развития социального бытия является общественное производство. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от предшествующего ему идеалистического.
Наиболее значимые черты общественного бытия — определенность, единство единичного, особенного и всеобщего и историчность. Социальное бытие — это процесс общественных изменений, он осуществляется как объективно всеобщий, однако включает в себя черты специфически особенного. В этом плане общественное бытие выступает как вид социального творчества и теснейшим образом взаимодействуете общественным сознанием.
К основным философским проблемам бытия относится «вписание» человека с произведенным им технократическим, искусственным миром в универсальное эволюционное развитие, т.е. проблема коэволюции (сопряженное взаимодействие и взаимообусловленное изменение и природы, и человека). Человек признается не наблюдателем, а естественной частью космоса, воспринимающей его жизнь не только рационально, но и чувственно — через тело и душу. Речь идет о наиболее оптимальных условиях совместного протекания органической и культурной эволюции, когда гены и культура, образно выражаясь, «держат друг друга на привязи».