Николай Кузанский (1401 — 1464) — мыслитель, который формирует своё учение в период перехода от средневековой философской традиции к новой философии эпохи Возрождения. Его философия представляет собой пограничье между Средневековьем и Возрождением. Его взгляды ещё были во многом схоластическими, и в то же время он выходит за пределы схоластики.
Основное решение проблемы отношения Бога и мира Николай Кузанский решает с позиций теоцентризма, но вместе с тем допускает многие положения, элементы и тенденции, отличные от христианского богословия.
Бог в философии Кузанского выступает как «единое», а его творение как «бесконечное»; они выступают как противоположности, как минимум и максимум, а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум. Это положение нашло отражение в сформулированном Николаем Кузанским законе совпадения противоположностей: так как противоположности совпадают, то совпадают материя и форма. Следовательно, бытие едино, едины идея и материя. Реально существует бесконечность, которая поглощает всё остальное: Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, и Земля не является поэтому центром Вселенной.
Таким образом, в философии Николая Кузанского можно заметить ещё не полностью оформленный пантеизм: Вселенная — это Бог, абсолютный и завершённый; мир, природа, бытие в целом заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире. Из этого положения следует рассуждение Николая Кузанского о бесконечности познания этого бесконечного мира. Невозможно достичь абсолютного, полного знания, увеличение знаний приведет к учёности (но не к истинному знанию), или, в терминологии Кузанского, к «учёному незнанию».
Неоплатонизм эпохи Возрождения
Неоплатонизм представляет собой идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения XV века.
Теоретики неоплатонизма:
- противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
- не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой между Богом и Его творением не существует разницы (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же). «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум. Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино). Едины идея и материя. Он полагал, что реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность, что Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, а Земля не является центром Вселенной. Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире). Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания. Поэтому невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским), признать за человеком полную свободу выбора, объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.