Немецкая классическая философия
Grandars.ru » Философия »
« вернуться История философии

Немецкая классическая философия

Немецкой классической философией называется философия в Германии периода XVIII-XIX вв., когда были созданы значительные, можно сказать, великие философские системы. Философия Германии стала в этот период безусловным лидером европейской и мировой философии. На становление этой философии оказали значительное влияние традиции рационализма и эмпиризма, которые сформировались в философии Нового времени, прежде всего в эпоху Просвещения.

К основным чертам немецкой классической философии относятся:

  • возрождение диалектической традиции в философии, вплоть до развития целостной системы законов, категорий и принципов диалектики, а значит развитие её до уровня науки;
  • человечество, его история стали рассматриваться как целостное, поэтапно развивающееся целое.

Начало немецкой классической философии положил И. Кант, а наивысшего развития она достигла у Г.В.Ф. Гегеля.

Иммануил Кант

И. Кант (1724-1804). Критика разума. Категорический императив.

Историческое значение философии Канта в том, что им было:

  • дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
  • выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);
  • выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
  • сформулирован категорический императив - моральный закон;
  • выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
  • осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Свой самый известный (и, пожалуй, самый продуктивный в философском плане) труд Кант назвал «Критика чистого разума».

Фридрих Гегель

Ф. Гегель (1770-1831). Абсолютная идея. Логика. Дух.

Философская система Гегеля - это философия объективного идеализма в его крайней форме. Его философская система - это высшая ступень развития идеалистической диалектики.

Будучи объективным идеалистом, Гегель считал первичной мировую идею - безличный, оторванный от человека разум, а следствием, производным от этой идеи, считал весь действительный мир. Исходным пунктом его философии является идея тождества мышлении и бытия, духа и природы, объекта и субъекта, которая проходит через всю систему его философии. Мировая идея существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все явления природы и общества. Основные свойства мировой идеи (иногда Гегель называет её Абсолютной идей, иногда - Абсолютом) - саморазвитие и стремление к самопознанию. Весь мир - это результат саморазвития и самопознания Абсолютной идеи.

Г.В.Ф. Гегель очень высоко ценил собственные заслуги в философии, он считал, что именно его философия воплотила в себе все позитивные результаты таких великих философов, как Платон, Аристотель, Декарт, и выражает Абсолютную истину, которая ближе всего к абсолютной идее.

Система Г.В.Ф. Гегеля была одной из последних идеалистических философских систем. Она стала очень популярной и имела многих сторонников в разных странах. Однако отношение к ней среди сторонников не было единым: они разделились на старогегельянцев, поддерживающих консервативные мотивы в его философской системе, а также на радикальных младогегельянцев, среди которых были и молодые Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Последние критиковали философскую систему Гегеля и одновременно опирались на его метод - диалектику, которая, по их мнению, «стоит на голове», а свою задачу они видели в том, чтобы поставить диалектику «на ноги», то есть обогатить её материализмом.

Смотрите также по теме «Немецкая классическая философия»