Немецкой классической философией называется философия в Германии периода XVIII-XIX вв.
Философия Германии стала в этот период безусловным лидером европейской и мировой философии. На становление этой философии оказали значительное влияние традиции рационализма и эмпиризма, которые сформировались в философии Нового времени, прежде всего в эпоху Просвещения.
Начало немецкой классической философии положил И. Кант, а наивысшего развития она достигла у Г.В.Ф. Гегеля.
Иммануил Кант
И. Кант (1724-1804). Критика разума. Категорический императив.
Историческое значение философии Канта в том, что им было:
- дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
- выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);
- выведено двенадцать категорий — предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
- сформулирован категорический императив — моральный закон;
- выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
- осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Свой самый известный (и, пожалуй, самый продуктивный в философском плане) труд Кант назвал «Критика чистого разума».
Фридрих Гегель
Ф. Гегель (1770-1831). Абсолютная идея. Логика. Дух.
Философская система Гегеля — это философия объективного идеализма в его крайней форме. Его философская система — это высшая ступень развития идеалистической диалектики.
Будучи объективным идеалистом, Гегель считал первичной мировую идею — безличный, оторванный от человека разум, а следствием, производным от этой идеи, считал весь действительный мир. Исходным пунктом его философии является идея тождества мышлении и бытия, духа и природы, объекта и субъекта, которая проходит через всю систему его философии. Мировая идея существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все явления природы и общества. Основные свойства мировой идеи (иногда Гегель называет её Абсолютной идей, иногда — Абсолютом) — саморазвитие и стремление к самопознанию. Весь мир — это результат саморазвития и самопознания Абсолютной идеи.
Г.В.Ф. Гегель очень высоко ценил собственные заслуги в философии, он считал, что именно его философия воплотила в себе все позитивные результаты таких великих философов, как Платон, Аристотель, Декарт, и выражает Абсолютную истину, которая ближе всего к абсолютной идее.
Система Г.В.Ф. Гегеля была одной из последних идеалистических философских систем. Она стала очень популярной и имела многих сторонников в разных странах. Однако отношение к ней среди сторонников не было единым: они разделились на старогегельянцев, поддерживающих консервативные мотивы в его философской системе, а также на радикальных младогегельянцев, среди которых были и молодые Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Последние критиковали философскую систему Гегеля и одновременно опирались на его метод — диалектику, которая, по их мнению, «стоит на голове», а свою задачу они видели в том, чтобы поставить диалектику «на ноги», то есть обогатить её материализмом.