Особенности научного познания
Наука — сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Результат научной деятельности — система знаний, формирующая научную картину мира, которая отражает законы и закономерности, действующие в природе и обществе, дает возможность объяснить и предсказать протекающие в них процессы и явления. В этом качестве наука противопоставлена другим формам отражения действительности — мифологии, религии, искусству.
Принято считать, что наука как особый вид деятельности возникла около VI в. до н.э. в Древней Греции, хотя начата научных знаний формировались и в гораздо более древних обществах. Ядро современной науки — так называемая «классическая наука» — оформилось в XVI-XVII вв. В этот период на волне глубоких перемен в европейском обществе, связанных с зарождением промышленного способа производства, освобождением от диктата церкви, наука приобрела особое влияние на все сферы общественной жизни. Тогда же наука приобретала признаки не только вида деятельности, но исоциального института — возникали первые научные общества, академии, стали издаваться научные журналы.
Отличие научного познания от других видов познания
Наука имеет ряд особенностей, отличающих ее от других способов познания мира.
Цель научного познания — исследование объективных законов и закономерностей, действующих в природе и обществе. При этом под законом понимается необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь явлений.
Требование объективности научного знания предполагает его принципиальную независимость от влияния познающего субъекта. В отличие от других способов отражения действительности научное знание не может быть субъективным.
Научное познание рационально. Это, конечно, не означает, что наука отвергает чувственное познание. Однако чувственный опыт в рамках научного исследования полностью подчинен рациональному началу.
Научное знание имеет системный характер. Элементы научного знания не разрознены. Взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные теории (от греч. the ria — наблюдение, исследование), раскрывающие законы и закономерности, действующие в исследуемой области.
Научное познание доказательно. Наука противопоставляет знание вере и мнению — формам отражения действительности, не требующим обоснования собственной достоверности. Научное знание должно быть доказано, то есть его истина должна быть обоснована.
Научные знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы. Уникальный результат, который не может быть проверен и воспроизведен другими исследователями, не признается научным знанием.
Каждая наука имеет свой объект и предмет. Один и тот же объект может изучаться различными науками. Так, общество является объектом исследования для социологии, политологии и других наук. Но каждая наука имеет свой собственный предмет — ту относительно самостоятельную сторону объекта, которая находится в центре внимания данной науки. Например, если предметом политологии является государственная власть, то социологии — различные общественные группы и закономерности массового поведения людей.
Наука формирует свой специфический язык. Типичный пример языка науки — язык, используемый для записи химических формул. Но даже если язык построен на основе естественного (разговорного) языка, что свойственно для большинства общественных наук, он также обладает существенными для научного языка особенностями. Так, в частности, для таких языков должно выполняться требование строгого и однозначного придания смысла терминам.
Наука обладает инструментальным характером. Каждая наука формирует свой специфический инструментарий, предназначенный для целей научного исследования. Инструментальность науки можно понимать в узком смысле: практически все науки о природе используют специально созданные приборы. А можно — в широком. В этом случае инструментами ученого становятся специально разработанные способы решения исследовательских задач — методы (от греч. meth dos — путь вслед за чем-нибудь). Наличие собственной совокупности методов также является характерной чертой каждой науки.
Методы научного познания
В современной методологии — науке о методах и принципах научного исследования — изучаются характеристики самых разнообразных методов, закрепляемые в виде различных классификаций. Наиболее значимой является классификация методов в зависимости от степени их общности. В соответствии с этим выделяют:
- философские методы — определяющие наиболее общие подходы и принципы научного исследования, например диалектический и метафизический;
- общенаучные методы — применяемые во всех науках: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, гипотетико-дедуктивный метод и др.;
- частнонаучные методы — применяемые в той или иной научной дисциплине и обусловленные природой изучаемого объекта. Таким, к примеру, является применяемый в правовой науке сравнительно-правовой метод или практикуемый прикладной социологией метод опросов.
Наблюдение и эксперимент
Основными методами эмпирического исследования выступают наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства.
Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.
В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.
Структура научного познания
Условно структуру науки, способы получения знаний можно представить в виде четырех, тесно связанных между собой частей:
- эмпирической;
- теоретической;
- философско-мировоззренческой;
- практической.
Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента).
Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.
В практический блок науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний.