В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии обосновывали материалистический взгляд на мир, стремились отделить философию от теологии, формировали научное мировоззрение, выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной) и считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине. Он материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Леонардо да Винчи (1452 — 1519), сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Возрождения. Кроме того, он сделал многочисленные открытия и экспериментальные исследования в области математики, естествознания, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия, в соответствии с которой Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм), Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), а Земля вращается вокруг Солнца. Кроме того, Коперник доказал, что все космические тела движутся по собственной траектории, что космос бесконечен и что процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника и доказал, что Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной. Что касается самой Вселенной, то она не имеет центра, бесконечна и состоит из галактик (скоплений звезд). Звезды — это небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы. Он предположил, что число миров во Вселенной бесконечно и что все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения. И, наконец, он заявил, что не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 году.
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно. Он изобрел телескоп и с его помощью исследовал небесные тела. Галилей доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси. Он обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни — «моря») на Луне. К заслугам Галилея можно отнести и то, что он открыл спутники вокруг других планет, исследовал динамику падения тел и доказал множественность миров во Вселенной. Кроме того, Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении, выдвижении гипотезы, расчетах воплощения гипотезы на практике и экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.