Платон в своих философских рассуждениях продолжил путь, который был проложен Сократом. Но он вышел за пределы этических проблем своего учителя Сократа и занялся исследованием так называемых метафизических проблем, то есть исследовал понятия, названия всего, что существует. Он был убеждён, что человек познает мир не иначе как при помощи неисчислимого количества понятий. Однако у него закономерно возник вопрос, а чем являются эти понятия? «Например, мы употребляем понятие "прекрасное" и говорим, что нечто прекрасно: музыка, картина, пейзаж, лицо человека. Какая-то вещь сейчас прекрасна, но может это качество утратить: произведение искусства может быть утеряно или уничтожено, красота человеческого лица может пройти с возрастом».

Платон приходит к выводу, что наряду с такими вещами, которые изменяются, которые когда-то возникают, а затем исчезают, то есть бытие их во времени ограничено, существует бытие вечное, неизменяемое, нематериальное, то, что недоступно непосредственному восприятию человеком, невидимо, совершенно — идеи (эйдосы).

Онтология Платона

Итак, Платон считает, что существует два мира. Первый — это мир идей (эйдосов), мир предельно широких понятий, мир идеальный. Именно он является причиной существования другого мира — материального.

Другой мир — это мир вещей, действительный мир, в котором мы живём. Этот другой мир — изменчив, преходящ, временен, вещи когда-то возникают, затем развиваются и гибнут; он несовершенен, он доступен чувственному восприятию; материален, он — следствие первого мира, его более или менее удачная копия.

Платон утверждал, что совершенные, вечные, неизменные, невидимые, нематериальные идеи — это образы реально существующих вещей, а вещи, в отличие от идей, — несовершенны, поскольку они материальны. Действительный, реальный мир — это копия, следствие мира идеального, который является образцом и причиной мира вещей. Платон идёт дальше: он утверждает, что идеи существуют объективно, независимо от нашего сознания и вне его, независимо от того, познаём ли мы их и как мы их познаём.

Учение Платона о человеке

Платон утверждал, что душа бессмертна, существует независимо от тела, она совершенна, в отличие от несовершенного тела. Тело привязывает душу к материи и становится для неё тюрьмой. Душа — это бессмертная часть человека, божья искра в человеке, она происходит из божественной сферы. Вначале душа существовала без тела, однако вследствие чувственных желаний была наказана и перешла в человеческое тело, которое стало для нес темницей. После смерти человека душа покидает тело и путешествует в мир идей. Здесь она соприкасается с эйдосами, познаёт их. Смерть, следовательно, не является злом.

Теория познания Платона

Платон в теории познания — крайний рационалист: истина может быть познана исключительно с помощью разума, а чувства не только не помогают познать истину об идеях, они мешают этому.

Платон разделил душу человека на три связанные друг с другом части: первая означала то, что в человеке божественно — это разум; вторая ответственна за чувственное постижение мира — воля и нижестоящая часть души — аффекты, страсти.

Платон аллегорически сравнивал душу с повозкой, которая запряжена двумя лошадьми. Разум — это тот, кто управляет повозкой, всадник, первая лошадь — послушная — это воля; а вторая, — норовистая лошадь — это аффекты, страсти. Таким образом, как идея выше вещи, так и разум выше чувств человека.

Отсюда вполне логично для системы объективного идеализма Платон разрабатывает свою теорию познания. Истинное познание должно быть направлено на познание мира идей, поскольку он совершенен, неизменен, вечен. В отличие от мира идей, мир вещей не может быть подлинным предметом познания. Процесс постижения истины может быть эффективным только тогда, когда он опирается исключительно на разум.

Познание, утверждал Платон, — это припоминание душой того знания, которое как бы записано в душе человека, то есть оно основано на анамнезе (припоминании). Все мы рождаемся, уже зная вещи сами по себе, и знаем их до конца своих дней. Те, о ком мы говорим, что они познают, на самом деле только припоминают, и учиться в этом случае означало бы припоминать.