Милосердие — любовь благодатная, которая проявляется сверх необходимости и нужды, от избытка духовной полноты.

Поэтому в христианской традиции милосердие характеризуется как проявление Божественной благодати. Оно является признаком глубокого сочувствия к тем, кто в этом нуждается, независимо от того, заслуживают ли они или не заслуживают любви. Поэтому милосердие, проявляемое человеком, приближает и уподобляет его Богу.

Милосердие — способность и дар души, который осуществляется в бескорыстном дарении и самоотдаче и не мотивирован надеждой на взаимность. «Божья любовь, действуя в нас, дает нам силу любить невыносимых — врагов, преступников, идиотов, людей, утомляющих нас, презирающих, смеющихся над нами» (К. Льюис). И более того: благодатная любовь делает нас способными возвратить дарованное нам Богом и свободно обратить свою волю и сердце к Нему. Любовь человека к Богу не является абстракцией: она сопутствует нам в повседневной жизни и определяет нравственный характер общения с другими людьми. «И еще, Евангелие учит, что мы даем Богу, давая человеку. Любой, кого мы накормим и оденем, — Христос» (К. Льюис). Милосердие отличается от естественной любви — дара.

Естественная любовь — симпатия, которая обращена только к тем людям, которые нам нравятся и способны на благодарность. Испытывая ее, мы желаем добра другим людям, как мы его понимаем. Поэтому это чувство кажется навязанным и обременяющим. Но естественная любовь, способная к состраданию, становится милосердием.

В милосердии происходит преодоление своего стремления к благополучию и обладанию благами. Милосердствующий человек налагает на себя в качестве обязанности самоотречение и стремится сделать все что в силах ради ближнего.

Мнимые формы милосердия

Но существует и ряд мнимых форм милосердия, которые отличает присутствие в них корысти, себялюбия, тщеславия и эгоизма, например:

  • милосердие, совершаемое ради одобрения и благодарности других людей, имеет своим мотивом общественное признание;
  • благодеяние, совершаемое из себялюбия и ради обретения благ, основывается на стремлении к собственному благополучию;
  • корыстное благодеяние, целью которого является удовлетворение собственных потребностей. Помощь людям служит лишь прикрытием собственного стремления к развлечениям. Иногда единственным корыстным мотивом является моральное удовлетворение от выполненного долга;
  • «идеалистическое» благодеяние, мотивом которого является исполнение долга или стремление к идеалу. Они могут ставиться выше человека, на которого направлено благодеяние. Идеалистическое благодеяние может совершаться под влиянием благородного порыва или благородного чувства, не имеющего отношения к конкретному человеку;
  • патерналистское благодеяние, совершаемое с целью завоевать симпатии окружающих людей. Оно является лишь средством обретения власти над другими людьми.

В современном мире совершать милосердие затруднительно по следующим причинам:

  • нуждающиеся в помощи воспринимают милосердие как способ ущемления их прав, поэтому оно вызывает протест и приводит к столкновениям сторон;
  • понимание блага людьми различно, поэтому благодеяние может восприниматься как навязывание;
  • в немилосердном мире благодеяние должно основываться на понимании, только тогда оно воспринимается не как подаяние, а как помощь.

Милосердие проявляется в активной помощи и заботе, в сочувствии и добром совете. Оно преодолевает отчужденность и рождает общность интересов.

0.061 сек.