Философы Милетской школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен


Основной проблемой, которой занимались первые европейские философы из Милета, была проблема «архэ», то есть поиск ответа на вопрос о начале и основе мира. Несмотря на то, что отдельные представители милетской школы вопрос о первоначале решают по-разному, их взгляды имеют и нечто общее: основу мира они видят в чём-то материальном. Философы милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. В этой философии возникла закономерно и стихийная диалектика, поскольку её представители пытались постичь мир в динамике его развития и перемен. Этот наивный материализм, пожалуй, главное (но не единственное), что отличает возникающее новое историческое мировоззрение от мифологии: в отличие от мифов для решения вопроса о первопричине мира философия не обращалась ни к божествам, ни к героям, а давала пусть наивный, но материалистический ответ. Именно потому мы можем говорить, что представители милетской школы первыми осуществили переход от мифологии к философии и, следовательно, были первыми европейскими философами.

Фалес

Фалес (жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э.). Происходил из богатой семьи, занимался торговлей, много путешествовал. Он обладал довольно обширными знаниями и умениями, которые приобрёл в этих путешествиях, но и сам являлся автором некоторых весьма значимых научных достижений. Фалес не только перенимал знания, но и пытался упорядочить их, систематизировать. Однако не эти всесторонние интересы обеспечили ему имя первого европейского философа, а его попытка рационального объяснения мира. Именно последовательный рационализм — вера в возможности человеческого разума — является той особенностью, которая вывела этого мыслителя за пределы мифологии и привела к философии.

Нам известны только две мысли, принадлежащие Фалесу, которые обеспечили ему возможность называться первым европейским философом. Первая из них гласит: «Всё есть вода». Это был ответ на сформулированный им же вопрос о том, что является источником всех вещей.

Можно предположить, что именно занятия геометрией привели Фалеса к философии. Геометрия к этому времени была очень развитой наукой, она основывалась на методе научной абстракции. Используя этот метод, Фалес абстрагируется от материального многообразия вещей и рассматривает воду как их общую сущность. В этом заключается отличие философских взглядов Фалеса от мифологии: причину и основу мира он выводит из наблюдений за миром, ищет их в самом этом мире на основе наблюдении и абстрагирования (в мифологии причину мира пытались найти за пределами этого мира).

Другая мысль, которая принадлежит Фалесу и которая дошла до нашего времени, гласит: «Мир полон богов». Отсюда вывод: мир одушевлён.

Отдавая дань мифологии, Фалес утверждает, что свойство, присущее природе, распространяется на весь мир. В качестве аргументов, свидетельствующих об одушевлённости всех вещей, он приводит тот факт, что магнит и янтарь приводят в движение другие тела. Если, по мнению Фалеса, всё состоит из воды, то вполне логично предположить, что и душа имеет такую же природу. Отсюда ещё одно отличие философии Фалеса от мифологии: его понимание и восприятие мира как единства.

Анаксимандр

Анаксимандр (жил приблизительно в 611-546 гг. до н.э.). Большинство историков философии называют его учеником Фалеса; как и его учитель, он тяготел к материализму. Его интересы были направлены прежде всего на изучение природы. Именно Анаксимандру принадлежит заслуга введения в науку понятия «архэ», которое в греческом языке означало начало, источник, основу. Он, как и Фалес, искал ответ на вопрос об этом начале. Однако он пошёл дальше своего учителя в степени абстрагирования от конкретных вещей действительного мира. Если первоначало является общим для всех вещей, то оно не может быть сведено ни к одной из них: ни к воде, ни к земле, ни к воздуху. Архэ — это апейрон, нечто, что не имеет границ, то, что бесконечно, что нельзя определить. Апейрон безграничен в пространстве и не определён, не подобен никаким разновидностям материи, никаким стихиям.

Апейрон существует всюду, из него возникает всё: небеса, земля, воздух, огонь и вода. Апейрон вечен, неуничтожим, и неотъемлемым его свойством является движение. В этом вечном движении, вихре из алейрона образуются противоположности, сначала качественные — тёплое и холодное, сухое и влажное, а затем и материальные — различные стихии, которых у Анаксимандра четыре: земля, вода, воздух и огонь, а из этих стихий возникло всё многообразие вещей.

Анаксимен

Анаксимен (жил приблизительно с 585 по 524 г. до н.э.). Был учеником и последователем Анаксимандра. Его, как и предшественников, отмечали широкие интересы, в том числе астрономия, космология, космогония; то, что сейчас относится к метеорологии и геологии, в частности природа сейсмических явлений, дождя, града. Будучи учеником Анаксимандра, он соглашался с утверждением последнего, что основа всех вещей безгранична и неопределённа. Однако сам Анаксимен решил определить эту основу. Он утверждал, что первооснова, архэ всех вещей — это воздух. Почему именно воздух? Да потому, что воздух в его представлении безграничен, подвижен, изменчив, и поэтому легко вообразить себе, что именно из него возникли все вещи. Воздух, конечно, это конкретная субстанция, но она безгранична, прозрачна, чрезвычайно подвижна и в силу этого наиболее изменчива. В пользу того, что именно воздух есть архэ, говорит, по мнению Анаксимена, и тот факт, что по аналогии с тем как душа, дыхание поддерживает тело человека и его жизнь, так и мир поддерживается и живёт благодаря воздуху.