Методы познания

Методы научного познания

Важным условием эффективности познавательной деятельности является метод (или совокупность методов) познания.

Понятием «метод» обычно обозначают способ организации той или иной (в данном случае — познавательной) деятельности.

Методом (от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — это система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте».

В самом широком смысле метод определяют как совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности.

Все многообразие методов научного познания по традиции, берущей свое начало в философии Нового времени, делят на две большие группы:

  • сенсуализм (эмпирические методы познания);
  • рационализм (теоретические методы познания).

Сторонники эмпирического метода полагали более обоснованным исследование мира на основании ощущений (отсюда представителей этого направления называли сенсуалистами, а учение — сенсуализмом). Проверка адекватности отражения органами чувств реальных закономерностей бытия происходит экспериментальным путем, т.е. в ходе проведения целого ряда опытов (как правило, многочисленных). Таким образом, эмпирический метод предполагал индуктивный вывод; познание развертывалось от экспериментов (частностей) к обобщающим выводам (к общему).

В свою очередь, рационалисты использовали прежде всего дедукцию. Главное отличие их понимания познавательного процесса заключалось в том, что они не доверяли ощущениям. Они считали, что органы чувств, которые порой «обманывают» сознание человека, могут привести исследователя к существенным ошибкам. Поэтому по-настоящему полагаться можно только па логическую непротиворечивость выводов рационального мышления.

В итоге, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).

Эмпирические

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  • наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
  • сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, так как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

Проблема, гипотеза, теория

Всякое познание есть движение от незнания к знанию. Таким образом, первая ступень познавательного процесса — определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч. problema — задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения.

Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза — это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.

Если гипотеза доказывается большим числом фактов, она становится теорией (от греч. theoria — наблюдение, исследование). Теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория и др.

При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она подтверждается объективными фактами (в том числе новонайденными) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью. Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории.

Теоретические

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция — движение от общего к частному;
  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга.

Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

  • метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;
  • диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.