Материя: сущность, формы и подходы к осмыслению
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «первооснова» в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. Были в древности разные гипотезы:
- вода — основа всех вещей (греческий философ Фалес);
- огонь — основа всего сущего (Гераклит);
- в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (греческий философ Анаксимандр);
- в основе мира лежит неделимая субстанция — атомы (Демокрит, Эпикур);
- первооснова мира — это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).
Если в XVII веке под материей понимали вещество, то уже в XIX веке наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.
В начале XX в. было сформулировано: под материей понимается категория (т. е. философская абстракция) для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания (объективная реальность), о каких-либо конкретных формах ее проявления говорить бессмысленно, так как этих форм, вероятно, бесконечное множество.
Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Поэтому под материей понимают и единичное, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя — это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.
Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.
Материя — объективная реальность, данная человеку в его ощущениях: множество всех существующих в мире объектов и систем: субстанция (субстрат) всех вещей и явлений в мире.
Субстрат (лат. substratum — основа, подстилка) — общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых материальных образований, создающих систему или процесс.
Философские концепции материи
С течением времени понимание материи учеными изменялось, но научным знанием почти всегда в той или иной степени решался вопрос о том, что есть бытие; и поскольку материальный аспект бытия для многих представляется очевидным, то вопрос о сущности бытия трансформируется в ряд вопросов о материи. Что составляет основу материи? Что такое материя но своей сути? Обладает ли материя субстанциональностью?
Субстанция (лат. substantia — сущность, лежащее в основе) — объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в единстве форм ее движения; предельное основание. Возможны одна (монизм), две (дуализм), много (плюрализм) субстанций.
По поводу онтологического статуса материи, ее субстанциональности принято в самом общем плане выделять четыре основных подхода.
Рис. Основные подходы к трактовке материи
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:
- материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
- объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
- субъективно-идеалистический подход — материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
- позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
Впоследствии представление о материи менялось. На представления о материи влияли многие факторы: исторический период, страна, опыт конкретного мыслителя, авторитет философских и научных школ. В традициях отечественных материалистов в XX в. наиболее распространенной оказалась формулировка. данная В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Материя трактуется как философская категория, обозначающая объективную реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая «через ощущения» в идеальных образах и логических формах отображается в сознании, существуя независимо от него.
На сегодняшний день понимание материи принципиально не изменилось. Философская категория «материя», как правило, означает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Кроме того, материя отождествляется с Универсумом (категория философии, обозначающая «мир как целое» или «все сущее»).