Критика чистого разума

В работе «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномияОграниченность пространства

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномияПростое и сложное

Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. .

В мире нет ничего простого.

Третья антиномияСвобода и причинность

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Четвертая антиномияНаличие Бога

Есть Бог — безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа — причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, и разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, является доказательством наличия границ познавательных способностей разума.

Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

  • апостериорное знание — это то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность;
  • априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Следует отметить, что теория Канта об априорном знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая Альбертом Энштейном (1879 — 1955) в середине ХХ века теория относительности поставила ее под сомнение;
  • «вещь в себе» — одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещью в себе» является внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека. Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Но данная картина, возникающая в разуме на основании ощущений, является всего лишь видимым разумом и чувствами образом внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе», т.е. субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

  • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
  • внешние границы — внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы окружающего мира (образы от непознаваемых «вещей в себе»), также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

  • чувственность — первый уровень сознания. Ее формами является пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
  • рассудок — следующий уровень сознания, формами которого являются категории, т.е. предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени (например, количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.);
  • разум — высший уровень сознания, формами которого являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

Система категорий Канта

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях — предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями. Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются: количество, качество, отношение и модальность. Иными словами, все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.

В каждом из этих классов он выделять по три категории:

  • в классе количества — единство, множество, цельность;
  • в классе качества — реальность, отрицание, ограничение;
  • в классе отношения — субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
  • в классе модальности — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов являются противоположными характеристиками свойства класса, а третьи представляют собой их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом — цельность; качества — реальность и отрицание (нереальность), их синтез — ограничение и т. д. Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

Критика практического разума

Наряду с «чистым разумом» — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении под названием «Критика практического разума». Главные вопросы «Критики практического разума»:

  • «Какой должна быть мораль?»
  • «Что есть моральное (нравственное) поведение человека?»

Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к выводу о том, что существует так называемая чистая нравственность, т.е. признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное. Но между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие. Поэтому мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

Критика способности суждения

В своей третьей книге критического периода — «Критика способности суждения» — Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры), в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии), а также целесообразности духа (наличие Бога).