Считается также, что категории диалектики обладают статусом законов. Нередко их именуют парными категориями, так как существование одной из них (из пары) предполагает существование и другой. Точнее, они обозначают в реальности нечто «взаимополагающее».

Диалектика является не только учением о бытии, но и основанным на нем методом мышления, характеризующимся искусством классификации понятий. Ее категории образуют ядро философского знания. Впервые их выделил Аристотель, занимаясь классификацией всего сущего по родам. Философский поиск всеобщих человеческих понятий растянулся более чем на два тысячелетия и наиболее завершенный вид приобрел в диалектике Г. Гегеля. Системность категорий есть следствие, с одной стороны, системной организованности мира, а с другой — системной организации человеческого знания.

Категории диалектики — предельно широкие философские понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи, законы развития природы, общества и мышления.

В настоящее время выделяют следующие основные категории диалектики:

  • единичное и общее
  • часть и целое
  • содержание и форма
  • качество и количество
  • сущность и явление
  • причина и следствие
  • необходимость и случайность,
  • возможность и действительность.

Блок из категорий 1-4 представляет собой горизонтальные связи бытия — по смыслу это связи координации, характеризующие структуру, устройство бытия. Блок 5-8 составляют вертикальные универсальные связи бытия — по смыслу это связи детерминации, характеризующие динамику бытия.

Единичное — особенное — общее (всеобщее)

Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. В то же время предметы содержат в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Например, любой человек — носитель тех признаков, на основании наличия которых мы можем считать его человеком. Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, как особенное. Эти характеристики предметов взаимосвязаны, единичное может стать общим, общее — единичным. Всеобщее — это понятие для обозначения таких свойств и отношений, которые присущи всем предметам, процессам, явлениям. С помощью всеобщего нельзя отличить один предмет или процесс от других. Примером всеобщего являются категории «материя», «движение».

Часть — целое

В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности. В живой природе целое характеризуется органичностью, то есть делает невозможным отдельное самостоятельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма в отдельности представляет лишь мёртвое тело.

Форма — содержание

Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов, а также связи между этими элементами. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определённую тему. Форма — это определённая организация содержания, связи между элементами системы. Каждый предмет относительно устойчив, имеет структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит своё выражение и во внешним облике объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других — внешнее. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учёт этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности.

Причина — следствие

В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое — как следствие, то есть результат действия причины. Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Причинная связь реализуется только при наличии определённых условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определённые социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание целей и задач проводимых мероприятий). Необходимо отличать от причины повод, который является только внешним толчком. Например, поводом Первой мировой войны было убийство эрцгерцога Фердинанда, действительные же её причины заключались совершенно в другом.

Необходимость — случайность

Необходимость — это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях. Случайность — это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может произойти так или иначе, а может и не произойти. Случайность характеризуется множеством возможных следствий. Например, количество горошин в стручке, цвет глаз. Необходимость и случайность нужно рассматривать во взаимосвязи: нет ни чистых необходимостей, ни чистых случайностей. Необходимость пробивает себе путь через массу случайностей. То, что было необходимым, может стать случайным, и наоборот.

Возможность — действительность

Возможность — это потенциальная действительность. Например, жёлудь — возможность дуба. Действительность — это объективно существующий предмет как реализация некоторой возможности. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные). К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность её осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для её осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности. Невозможно, например, конструирование вечного двигателя. Невозможность — это то, что ни при каких условиях не может превратиться в действительность.

Сущность — явление

Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление — это внешние, наблюдаемые характеристики объекта, это форма обнаружения сущности. Явление существенно, а сущность проявляется. Но это не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг Земли. Но по существу дело обстоит наоборот. В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Реальная возможность перехода от явлений к сущности осуществляется в результате практической деятельности человека, через анализ явлений познания и существенных связей между ними. Процесс познания сущности почти всегда осуществляется постепенно, человек всегда движется от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее.

Функции

Категории диалектики выполняют одновременно функции:

  • онтологическую — отражают универсальные стороны действительности, предельно общие характеристики объектов;
  • логическую — являются универсальными формами мышления, структурируя мысль по содержанию, смысловым ячейкам и выступая основанием для взаимопонимания между людьми;
  • гносеологическую — являются всеобщими ступеньками и итогом познания мира (всеобщий способ движения мысли от незнания к знанию);
  • методологическую — отражают всеобщие способы отношения человека к действительности:
  • мировоззренческую — представляют смысловой каркас мировоззрения, его грамматику, основу диалектического понимания мира. Категории диалектики являются духовным наследием человечества. В них сконцентрирован исторический опыт человечества, зашифрован социогенетический код культуры. Это всеобщие формы мыслительной деятельности человека, всеобщие ступеньки выделения человеком себя из мира.

Свойства

Основные свойства категорий диалектики:

  • объективность — категории отражают объективные стороны реальности;
  • системность — содержание категорий полностью раскрывается через их соотношение со всеми категориями;
  • бинарность — категории определяются парами, друг через друга; «о них нельзя говорить в единственном числе» (Г. Гегель);
  • относительность — бинарные категории не исключают друг друга абсолютно, при определенных условиях они способны взаимопроникать, переходить друг в друга;
  • несинонимичность — категории различаются по смыслу, характеризуя определенный срез реальности;
  • историчность — содержание и число категорий с развитием познания уточняются, так как они аккумулируют знания человечества.

Категориальность (логическая организация, структурность, системность) является атрибутом мышления. На языке категорий можно говорить о любом объекте. Источник этой принудительности — объективность практики, в которой человек вынужден соотносить свои намерения с законами природы. Например, в научном познании ученый может не знать законов диалектики, но вопросы, которые он задает — что? как? почему? — на языке диалектики означают: что? — поиск сущности по явлению; как? — поиск содержания по форме; почему? — поиск причины по следствию. Представления о сущности и причине складываются у ученого до всякого исследования.