Иммануил Кант считал, что человек наделен изначально злой природой, поэтому видел его спасение в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву).
Этика Канта
Кант считал, что нравственный человек руководствуется в своём поведении доброй волей. Таким образом, по Канту, нравственным может считаться тот человек, кто руководствуется мотивом творить добро. Добрая воля у Канта в его этике сконцентрирована в понятии «обязанность», «долг». Нравственный человек поступает так исходя из долга поступать именно так, а не иначе. Такая этика называется категорической, она должна быть подчинена только моральному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».
В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:
- во-первых, человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
- во-вторых, человек должен относиться к другому человеку (как и он — мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
Кроме того, говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивал: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими» (Кант И., 1965, С. 434).