История философии

Западная философия

Родиной научного мировоззрения является Древняя Греция. Возникновение философии обусловлено в первую очередь накоплением знаний о природе и обществе и практическими потребностями изменившегося общества в более разумном объяснении мира, что не могла дать архаичная мифология.

Значение древнегреческой философии состояло в разработке рационального представления о Космосе как предпосылке научного рационализма.

Основными чертами западной философии являются антропоцентризм и рационализм.

  • Принцип антропоцентризма означает воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной, вершина бытия, цель совершающихся в мире событий.
  • Принцип рационализма означает веру в разумное устройство мироздания и общества; веру в разум человека, могущество научного познания.

Рационализм в широком смысле есть культ разума. Развитие рационалистической культуры привело к таким достижениям западной цивилизации, как наука, право, демократия, рыночная экономика.

Античная философия

Гераклит. Демокрит. Сократ. Платон. Аристотель. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм.

Античная философия (VI в. до н.э. - VI в. н.э.) начинается с Фалеса Милетского, считавшего, что все знание следует свести к единой основе. Конец античного этапа связывается с закрытием академии Платона в Афинах в 529 г. IV в. до н.э. - период расцвета, зрелости античной философии.

Античная философия не знает строгого разграничения материального и идеального - они нагружены друг другом.

Характерная черта античной философии - космоцентризм. Центральным ее элементом является учение о совершенстве Космоса (греч. вселенная), существующего не по прихоти богов, а по естественным законам. Роль богов и место человека в мире были связаны с определением сущности Космоса, его законов.

Представители. Основоположник материалистической философии Демокрит, идеалистической - Платон. Аристотель с развитым логическим мышлением, нацеленным на поиск естественной сущности явлений, стоит у истоков научного мышления.

Средневековая

Патристика. Схоластика. Аврелий Августин. Фома Аквинский.

Средневековая философия (II-XIV вв.). Религия являлась ведущей формой мировоззрения. Религия и философия уподоблялись соотношению божественного и человеческого (ограниченного) разума. Философия призвана систематизировать религиозные принципы, защищать учение о Боге. Характерная черта средневековой философии - теизм, рассматривающий мир как несамостоятельный, творение Бога, непрерывно управляющего его существованием.

Идеалистическая ориентация средневековой философии диктовалась религией, поддерживаемой государством. Философии предписывалась роль служанки теологии. Библия считалась единственным источником истин, смысл которых зашифрован.

Средневековое мировоззрение схематично: мир делится на вечный духовный и временный материальный. Бог всемогущ, вечен и непознаваем, есть высшее Благо (источник истины, добра, красоты и справедливости). Он сотворил природу из ничего (принцип креационизма). Люди не в силах изменить установленный Богом порядок, и желать этого - смертный грех. Человек - образ и подобие Бога. Чувственно-телесная жизнь низменна. Тело - источник греха, темница души. Физический труд - наказание человеку, плата за первородный грех. Желание человека быть самостоятельным греховно. Земная жизнь - приготовление к высшей жизни. Смысл жизни - в спасении души и соединении с Богом.

Наиболее выдающиеся мыслители Средневековья. Августин Блаженный сформировал первую религиозную доктрину (вера - атрибут воли, а не разума, и тем сильнее, чем сильнее недоказуемость ее догматов) в виде сплава идей христианства с античным неоплатонизмом (верь, чтобы понимать). Он наполнил религию философским содержанием. Августинизм был направлен против естественнонаучных исследований (познание материального мира не приносит пользы, а отнимает время от познания Бога и души).

Крупнейшие арабские философы: Авиценна (Ибн-Сина), которого называли вторым учителем после Аристотеля; Аверроэс (Ибн-Рушд) - создатель учения о двойственности истины (независимости религии и философии). Они оказали влияние на западную философию благодаря сохранению и распространению философии Аристотеля, запрещенную христианской церковью.

С XII в. философия и богословие начинают разделяться.

Фома Аквинский на основе принципа двойственности истины рационализировал религиозное мировоззрение, вынужденно реформировав его с позиции аристотелизма. Но он лишил философию Аристотеля элементов материализма и сохранил примат веры над разумом (рациональное знание не должно противоречить догматам веры).

Эпоха Возрождения

Гуманизм. Неоплатонизм. Натурфилософия.

Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Эпоха секуляризации - освобождения от господства церкви во всех сферах общественной жизни. Девиз эпохи: «Человек свободен и равен Богу». Процесс проходил под знаком возрождения античной культуры.

Сущность новой философии - пантеизм (тенденция к отождествлению Бога и природы) и гуманизм. Схематично мировоззрение эпохи: Бог и человек едины, так как природа и есть Бог, а человек - венец ее творения. Не противопоставление духовного и природного в человеке, а их гармоничное единство. Присущее человеку от природы не требует осуждения. Смысл жизни не в ожидании Страшного Суда, а в самосовершенствовании. Человек подобен Богу: он способен познать законы, раскрывающие тайны божественных творений. Человек - творец своей судьбы и достоин счастья, которое возможно и в земной жизни.

Новая, протестантская религия сыграла большую роль в развитии современной цивилизации. Положение «успешная трудовая деятельность - доказательство богоизбранности человека» стало одним из факторов становления капиталистических отношений.

Выдающиеся мыслители: Николай Кузанский - создатель пантеистического учения о бесконечности Бога и природы; Н. Коперник - основоположник научной астрономии, создатель гелиоцентрической картины мира; Дж. Бруно - создатель пантеистического учения о множестве разумных миров.

Новое время

Философия Нового времени (XVII -XVIII вв.). Эпоха торжества научного мировоззрения над религиозным, веры в возможность господства человека над природой на основе знаний. Деизм является характерной чертой этой философии, согласно которому Бог - причина мира, но он не управляет его существованием. По утверждению некоторых философов, законы природы Богу неподвластны.

Типичные представления. Природа подчиняется естественным законам, является механической системой. Познать природу - познать замысел Бога. Задача науки - увеличение власти человека над природой. Человек может столько, сколько знает. Девиз эпохи: «Знание - сила» (Ф. Бэкон). Дж. Локк сформулировал основу демократического государства - принцип разделения властей и идею естественных прав человека: жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами человека.

Выдающиеся философы: основоположник научного материализма и эмпиризма - Ф. Бэкон, научного рационализма - Р. Декарт, принципов демократии - Дж. Локк, учения о субстанции - Б. Спиноза, вершина метафизического материализма - П. Гольбах.

Основателями классической науки являются Г. Галилей - основоположник экспериментального метода познания и И. Ныотон - создатель классической механики (1687).

Эпоха Просвещения - такое название получил XVIII в. в философии Нового времени. В основе идеологии Просвещения лежит унаследованная от Локка и Лейбница идея связи общественного прогресса с научным познанием. Перестройка общества мыслилась как результат распространения достижении науки и критики религиозных догм. Высшей ценностью признавался человеческий разум.

Вольтер утверждал, что религия порабощает человеческий разум, но возражал против просвещения народа (религия все же необходима как узда для простонародья), считал неизбежным социальное неравенство. Ж.Ж. Руссо, напротив, был противником угнетения человека человеком, социального неравенства, причиной которого считал частную собственность, но признавал правомерной мелкую трудовую собственность.

Яркими представителями являются французские материалисты Д. Дидро, П. Гольбах и Л. Дешан. Дидро и Гольбах открыто отстаивали материалистические взгляды, не нуждаясь в компромиссных деизме и пантеизме. Дидро внес большой вклад в первую «Энциклопедию». Творчество Гольбаха является вершиной метафизического материализма Нового времени. Дешан, монах-бенедиктинец, признавал религию «суррогатом истины», считал, что атеизм возможен лишь в идеальном обществе социального равенства и благополучия. Открыто не публиковался. Его материализм, близкий к спинозизму, пронизан диалектикой.

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая (лат. образцовый) философия (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Характерная черта - рациоцентризм. Ярко выражены рационалистические принципы классической философии. Окончательное разделение материализма и идеализма (Л. Фейербах: Бог есть абстракция сущности человека), отказ от механистического мировоззрения и разработка диалектического.

Основные представители: основоположник агностицизма И. Кант, диалектики Г. Гегель, критик религии и идеализма Л. Фейербах.

Современная

Современная философия (вторая половина XIX - XX в.). Характерная черта - антропоцентризм. Период разочарования в классической философии, ее спекулятивном, оторванном от действительности характере. Классическая философия либо уточняется (рациональные системы), либо отвергается (иррациональные системы). Скептицизм, плюрализм, иррационализм, мистицизм являются характерными чертами философии неклассического направления: философы не познают мир, а конструируют собственные представления.

Новые направления философии акцентируют внимание на иррациональных факторах познания - воле и интуиции, принижая значение разума и мышления. Типичные представления: бытие сложнее научных теории, разум не характеризует сущность человека, жизнь бессмысленна, истина - вид заблуждения.

Традиции рационализма продолжили марксизм, неокантианство, неогегельянство, позитивизм, неотомизм и др. Марксизм вышел за рамки классического рационализма, связав философию с наукой и социальной действительностью. К. Маркс предложил материалистический взгляд на мир, впервые ввел материализм в социальную философию и практику в теорию познания.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса является вершиной европейской мысли. Она преодолела рамки европейской философии, стала принадлежностью мировой культуры. По своему влиянию на человечество она сравнима с мировыми религиями. Такого распространения в массах не знает ни одна философия.

Знаковые философы. Ф. Ницше разработал учение о лживости морали и религии, фальшивости философии и науки (фактов нет, есть интерпретации), 3. Фрейд - учение о бессознательном как источнике сознания и культуры, М. Хайдеггер - учение об утрате человеком смысла бытия, Ж. Лиотар - учение о мифологической сущности человека и культуры.

Русская

Русская философия (вторая половина XIX - начало XX в.) обрела самостоятельность и зрелость во второй половине XIX в. Одна из ярких ее черт - гуманизм. Рациональной идее и иррациональной воле западной философии русская философия предпочла нравственное чувство. Например, В. Соловьев высшей онтологической сущностью полагает добро. Визитной карточкой русской философии является концепция, называемая «русский космизм», в основе которой лежит идея неразрывной связи судьбы человечества и Космоса. В ней выделяют естественнонаучное (К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и др.) и религиозно-философское (Н. Федоров, В. Соловьев, П. Флоренский и др.) направления.

Представители космизма. Циолковский - один из основателей космонавтики (теории ракет). Вернадский разрабатывал учение о биосфере и ноосфере. Федоров - создатель утопической системы воскрешения человечества. Соловьев - создатель религиозно-философской системы «всеединства сущего» - Бога, мира и человека.

Восточная философия

Философия возникла в VI в. до н.э. одновременно в нескольких цивилизациях - в Древней Греции, являющейся культурным центром цивилизации западного типа, в Древней Индии и Древнем Китае - культурных центрах цивилизации восточного типа. Это совпадение социально обусловлено. Философия возникла в период классового расслоения, перехода патриархального общества к экономически более развитому рабовладельческому. В этот период происходит отделение умственного труда от физического.

Западная и восточная философия являются антиподами философского мышления. Тем не менее западная философия развивалась не изолированно, а формировалась под влиянием Древнего Востока, где происходило становление цивилизации (формировались письменность, зачатки наук о природе и философские воззрения). К странам Древнего Востока относят Ливию, Египет, Вавилон и Персию, Древние Китай и Индию.

Средневековая арабская философия до XV в. в основных чертах сходна с западной философией и наряду с византийской является связующим звеном между древнегреческой и средневековой европейской философией. Поэтому под восточной философией понимается в основном философия Древней Индии (индуизм и буддизм) и Древнего Китая (даосизм, конфуцианство и моизм).

Выделяют следующие подходы к восточной философии.

Первый подход. Восточная философия - предфилософия, поскольку она не сумела оторваться от мифологии, поэтому о ней следует говорить как о религиозно-философском мировоззрении. В то время как западная философия является эталоном философии, высшим этапом развития философии, так как она смогла перейти от образного типа мышления к понятийному.

Отличие западной философии от восточной состоит в том, что она становится с развитием все более умозрительной, абстрактной. Восточная философия, наоборот, за тысячи лет не продвинулась вперед в понимании бытия, так как смысл почти всех философских учений Древнего Востока заключается в передаче древних знаний.

Традиционализм - направленность восточной философии в прошлое (комментирование первоисточников) - роднит ее с религией: чем древнее знания, тем они более истинны. Западная философия в своей основе имеет материалистический фундамент и направлена на получение нового, более полного и точного знания.

Второй подход. Восточная философия является сверхфилософией, так как опирается не на рациональное, а на интуитивное постижение мира.

Основными чертами восточной философии являются природо- центризм и иррационализм.

Принцип природоцентризма подразумевает самоценность природы и невмешательство человека в природу: природа гармонична и сама знает, что делает. Восток не противопоставляет природу и общество: человек должен жить в гармонии с природой, а не подчинять ее своим целям. Например, в индуизме человек является частью развивающейся Вселенной и должен изменять не мир, а себя: совершенствуя себя духовно, человек совершенствует Вселенную.

Принцип иррационализма на Востоке, во-первых, означает, что сущность вещей недоступна разуму, который искажает истину. Что формулируется, не соответствует действительности. Понятия относительны: бытие и небытие, добро и зло, жизнь и смерть (жизнь - часть смерти, смерть - часть жизни). Согласно даосизму, «знающий не говорит, говорящий не знает». О рациональной невыразимости Дао (основа и сущность бытия в китайской философии) говорится: «Дао неопределенно и не имеет имени; пусто, но благодаря Дао все существует и не переполняется».

Во-вторых, истину следует искать в себе, а не вовне. Не активная сознательная деятельность, а безличное созерцание. Правильный путь познания - недеяние (против естественности), отключение сознания, сверхчувственное слияние с миром, самосовершенствование путем медитативного выхода за пределы сознания. Такому пониманию мира наиболее соответствует не понятийное, а символическое восприятие действительности. Истина не доказывается, но ощущается.

Восточный тип религии также отличается от западного. Восточная религия - это пантеистическое учение, а не совокупность представлений о богах, требующих от человека послушания и распределяющих души между раем и адом. Например, в индуизме происходит циклическое рождение и уничтожение Космоса из Хаоса. Вместе с Космосом рождаются и умирают главные боги и Бог-отец Брахма.

Основатель буддизма вообще отвергал существование Бога-отца, а целью учения провозгласил уход от жизни (страданий), достижение прозрения, состояния невозмутимости духа - нирваны (отрешенности от бытия, бессознательного сознания, антиразума). Человек, участвуя в бесконечном цикле метаморфоз и совершенствуя свои способности, может стать буддой - манифестацией жизненной силы мироздания. Достигнув состояния нирваны, человек сам становится подобен Богу, обладателем неограниченных сил и способностей, может жить в человеческом облике столько, сколько существует материальный мир.

В религиозных учениях Китая отношения Бог - человек отходят на второй план. В даосизме Дао рассматривается как естественный путь вещей. В конфуцианстве Небо является безличным, божественно-натуралистичным началом. Смысл человеческого существования, по Конфуцию, - утверждение в Поднебесной всеобщей формы социально-этического порядка (жить по правилам).

Выдающиеся мыслители: Будда, Конфуций, основатель даосизма Лао-цзы, реформатор индуизма Рамакришна.