Знание, познание и истина

Знание, познание и истина

Результатом процесса познания является знание. Формы этого знания различны. Среди них первостепенное значение в познавательной деятельности (и вообще — в человеческой жизнедеятельности) играют формы абстрактного мышления: понятия, суждения, умозаключения, вопросы, а также гипотезы, версии, теории и пр. Они обеспечивают ясность представлений об окружающем мире и надежную фиксацию знания.

Так, понятие — это форма абстрактного мышления, отражающая существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Суждение складывается из понятий и представляет собой форму мышления, в которой что- либо утверждается или отрицается о существовании предметов, об отношениях между предметом и его свойствами или между предметами.

Умозаключение, объединяющее два или более суждений, является формой мышления, в которой из одного или нескольких связанных между собой суждений выводится новое суждение, содержащее в себе новое знание.

Однако знание может фиксироваться не только в понятиях, суждениях и умозаключениях, но и в художественных образах, которые составляют основу произведении искусства, в истинах веры, являющихся стержнем религий, и в других формах.

Формы знания не просто имеют большое значение в жизни человека, они являются необходимым условием добиться как можно более точного или истинного отражения действительности.

Познание своей целью считает получение полного, исчерпывающего знания о каком-либо предмете или явлении. Такое знание в философии называется истиной.

Истина — это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.

Мы выбрали для вас верные суждения об истине:

  • к критериям истины можно отнести соответствие знания законам логики;
  • критерии истины позволяют отличить её истинное знание от заблуждения;
  • критерием истины может выступать соответствие полученного знания ранее открытым законам науки;
  • практическое применение может проверить истинность знания;
  • истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства;
  • истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

Истинное знание как критерий истины

Обычно выделяют несколько различающихся между собой критериев истины, формулируемых в рамках соответствующих гносеологических теорий.

Теория корреспонденции предполагает, что истинным является то знание, которое соответствует действительности. Если же знание действительности не соответствует, то оно считается ложным.

В рамках теории когеренции истинными считаются суждения, которые согласованы с системой суждений, принятой в рамках какой-либо теории, то есть не противоречат им, выводимы из них, доказуемы на их основании. Этот критерий истины имеет особое значение для аксиоматически построенных теорий, в которых знание о действительности достигается не опытным путем, а посредством вывода нового знания из принятой системы аксиом.

Существуют и другие теории, вводящие собственные критерии истины.

Конвенционалистские теории исходят из того, что истина является результатом соглашения.

Прагматические теории истины предполагают, что познавательная деятельность полностью подчинена решению практических задач. Соответственно истинным считается то знание, которое оказывается наиболее полезным, эффективным с точки зрения достижения поставленной цели.

Абсолютная и относительная истина

Философия с точки зрения теории познания делит истину:

  • на абсолютную;
  • относительную.

Абсолютная истина представляет собой точное и полное отражение познаваемого объекта. В реальном познавательном процессе абсолютная истина, по меньшей мере, редкость (если она вообще достижима как совершенно точное отражение изучаемого объекта). Тем не менее считается, что она все-таки существует в виде неопровержимого знания. Например, когда совершенно точно известно, что некое событие произошло именно в такое-то время и в таком-то месте: или когда ясно, что изучаемое событие абсолютно точно является тем, что мы о нем думаем; например — преступлением, а не незначительным нарушением норм морали.

Другое дело — истина относительная. Нс существование означает, в частности, что изучаемый объект отражается в ходе его исследования хоть в какой-то степени. По крайней мере со стороны, интересующей исследователя в данный момент, или с той, которая наиболее открыта субъекту, вооруженному конкретным арсеналом средств его изучения. Относительная истина — неполное, частичное, а значит и не вполне адекватное отражение объекта познания.

Правда и истина являются целью науки, целью искусства, идеалом нравственных побуждений.

  • Истина — это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью в ее информационном и ценностном аспектах.
  • Истина — это свойство знания, а не самого объекта познания.
  • Истина — это не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием.

Понимание истины с такой точки зрения открывает более тонкие и адекватные ее связи с красотой и добром и превращает их единство во внутреннее дифференцированное тождество.

Истину часто называют адекватным отражением объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это является объективным содержанием чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития.

Утверждение, что истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, которая связана с прогностическим измерением. Истинные знания помогают людям разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не являлось с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.

Истина — это характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Конкретность истины — это свойство, которое основано на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденции его развития.