Ислам — мировая религия. Она возникла в эпоху раннего Средневековья на Аравийском полуострове.
Появление ислама явилось закономерным результатом развития аравийского общества и эволюции религиозного сознания народов Аравии.
Ислам в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя Богу».
Основы вероучения Ислама
Возникший в VII в. среди аравийских арабских племен ислам и в настоящее время насчитывает около миллиарда своих приверженцев преимущественно в странах Азии и Африки.
Основателем ислама считается пророк Мухаммед, который воспринял Слово Аллаха и понес его людям.
Источники вероучения в исламе — Коран и Сунна.
Коран — священная книга мусульман, которая представляет собой собрание проповедей, ниспосланных Мухаммеду Аллахом.
Сунна состоит из отдельных рассказов о поступках и высказываниях Мухаммеда.
В отличие от иудаизма и христианства ислам не только определяет требования к религиозным убеждениям, но и устанавливает обязанность подтверждать веру действиями, которые называются столпами ислама. Ислам требует от мусульман строгого выполнения пяти основных обязанностей (столпов ислама):
(1) верить в то, что «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его»;
(2) пять раз в день совершать молитву (намаз);
(3) соблюдать пост (уразу);
(4) давать милостыню, в том числе раз в году делиться доходами в пользу бедных (закят);
(5) совершить паломничество в Мекку (хадж) хотя бы раз в жизни.
Иногда к этим пяти столпам добавляют шестой — джихад. Принято выделять четыре вида джихада: «джихад сердца» — борьба с собственными недостатками, стремление к совершенствованию в вере; «джихад языка» — запрещение порицаемого и одобрение похвального; «джихад руки» — воспрепятствование запретному; «джихад меча» — война в защиту' ислама, которая ведется при соблюдении ряда строгих условий. Однако нередко джихад отождествляют только с его последним видом. В этом случае преувеличение роли «джихада меча», который трактуется как война с теми, кто не верит в Аллаха, война за распространение ислама, становится основанием для оправдания экстремизма и террористических акций.
Эти и другие требования к мусульманам берут свое начало в шариате, в котором переплетаются правовые, религиозные, нравственные нормы, а также устанавливаются меры наказания за их нарушение и который регулирует поведение человека во всех сферах его жизни.
Зарождение Ислама
Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама
Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы — один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. На первоначальный характер ислама оказали влияние многочисленные факторы. Среди наиболее важных можно выделить доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм.
Доисламские религиозные культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака. Процветал культ бепшов — сооружений, название которых означает «дом бога». Нередко бетилы располагались в оазисах. К такому святилищу совершались регулярные паломничества. Здесь же собирались люди, занимающиеся торговлей между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, приобретшая особое значение в качестве общеарабского религиозного и торгового центра. Почитая своих богов и демонов, племена не отрицали других богов, связанных с другими племенами. Так, в Мекке помимо почитавшегося проживающим там племенем курейшигов их племенного бога в знаменитом храме Кааба находилось более 300 идолов, служивших объектами поклонения других племен. Божество мекканцев было воплощено в черном камне, замурованном в стену Каабы. Имя этого бога — Илляха — было связано с общесемитским корнем Эл, Элоха, Элохим. Кааба именовалась «домом Аллаха», а мекканцы считали себя соседями Аллаха. Объектом почитания был также источник воды Зям-Зям — колодец, расположенный напротив храма.
Доисламская обрядность была такой же, как и в других древних культах. Практиковалось поломничество к бетилам. Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога и впитать в себя элемент его силы. Идолам приносились жертвы, обычно скотом. Религиозное значение имели места погребений. Проходя или проезжая мимо такого места, араб бросал в него камень, что символизировало жертвоприношение и должно было выражать уважение к покойнику.
Молитвенный ритуал в доисламском культе арабов не был разработан. Роль молитв играли стихи, складывающиеся поэтами. Поэтический дар считался результатом благожелательного отношения джиннов к этому человеку. Если племя имело своего идола, то в нем обязательно был жрец — кахин, который должен был обслуживать идола и руководить ритуалом жертвоприношений.
Влияние иудаизма на зарождение ислама было не меньшим, чем влияние доисламских верований. В Аравии проживало немало приверженцев иудаизма. Через иудейских купцов-караванщиков его влияние распространилось по всем торговым путям, пересекавшим Аравийский полуостров. Пророк Мухаммед, основоположник ислама, во время своих путешествий встречайся с иудеями. Их рассказы о содержании Ветхого Завета сохранились в его памяти и вошли затем в вероучение новой религии.
На становление ислама оказало влияние и христианство, хотя и в меньшей степени. Многие арабские племена к северу от Аравийского полуострова были христианизированы. Здесь было распространено христианство в несторианской и монофизитской формах. Эти формы облегчали восприятие христианства, так как не были связаны с двойственной трактовкой личности Христа. Христос под именем Иса занял свое место среди пророков в качестве непосредственного предшественника Мухаммеда. Некоторые новозаветные эпизоды также нашли отражение в священной книге — Коране.
Своеобразным явлением религиозной жизни арабов этого периода является ханифизм. Ханифами называли людей, ведущих уединенный образ жизни и проповедовавших единобожие. Ханифизм впитал в себя влияние иудаизма, христианства и парсизма и был посредствующим звеном между этими религиями и исламом. В целом же можно сказать, что ислам явился закономерным этапом в длительной и последовательной эволюции религиозных форм сознания населения Аравии. Однако решающую роль в его появлении сыграю своеобразие исторического развития.
Центральная часть полуострова, где и возник ислам, значительно отстала в своем развитии от южного и северного районов, в которых уже существовали развитая классовая система и государство со всеми его институтами. Основой хозяйственной жизни центральной части полуострова было кочевое скотоводство и примитивное земледелие. Общество находилось на стадии разложения первобытных отношений. Классовое расслоение только намечалось. Население немногочисленных городов существовало за счет обслуживания караванных путей между Индией и странами Запада. Эти пути проходили преимущественно через юг Аравийского полуострова, так как северные пути были более опасными из-за противостояния сильных государств — Византии и Персии. Однако к концу VI в. усиливаются позиции Ирана, который, завоевав Йемен, поставил торговлю и караванные пути под свой контроль, переместив их на север Аравийского полуострова. Таким образом, арабы, чье благополучие обеспечивалось обслуживанием караванных путей, оказались перед лицом серьезного кризиса. Напряженность этого кризиса нашла свое выражение в сфере духовной, что послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии. Деятельность ханифов олицетворяла духовные искания. Наибольший успех в этой деятельности выпал на долю Мухаммеда, которому удалось создать мощный интегрирующий фактор в виде новой религии.