Понятия человека, индивида, личности
Grandars.ru » Философия » Теория философии »

Понятия человека, индивида, личности

Понятия человека, индивида, личности и индивиуальности

Что такое человек мы уже выяснили.

Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность.

В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные — рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры.

С понятием "индивид" тесно связано понятие "индивидуальность". Прежде всего индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы.

Следующая более высокая степень характеристики социальных свойств человека — его превращение в личность. Правомерно сказать так: каждая личность — человек, но не каждый человек — личность. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества.

Личность служит предметом изучения многих наук, таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть.

Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе, а порой, и в мире события.

Какие же факторы влияют на формирование личности и чем конкретная личность отличается от других людей? Определяющая, но не единственная, роль в ее формировании принадлежит социальным условиям — воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. От воспитания зависит то, какие моральные и общественные ценности усвоил ребенок в детские и юношеские годы, подвигли ли они его в будущем на служение отечеству. Образование дает человеку разнообразную информацию и что самое важное развивает у него мышление, способность к оценке и анализу происходящих событий в различных сферах земной жизни.

Окружающая социальная среда — это тот мир, профессиональный или сословный, в котором вращается человек, это мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, которые самым непосредственным образом влияют на формирование личности. Но самое главное влияние на формирование личности оказывают родители. Именно они предстают перед ребенком как его "первый мир", соприкасаясь с которым он начинает подражать, отвергать или же переделывать его. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути. Поэтому общественный строй, уровень экономического и социального развития значат очень много. Именно они опосредуют те возможности, которые общество предоставляет каждому человеку для получения образования, для реализации своих умственных и физических способностей. Известно, что историю делают люди и никто другой. Но среди людей есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Можно с полным основанием утверждать, что значение личности, ее след в истории в значительной степени сохранялись благодаря тому, в какой степени ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Получается, что только те исторические события сохранились в человеческой памяти и оказали влияние на дальнейшее развитие, которые отвечали объективным задачам и условиям своего времени. Вместе с тем никакая личность не может изменить исторический ход развития. Если в обществе не созрели необходимые условия для кардинальных перемен, то создать их искусственно невозможно. Само собой разумеется, что выдающаяся личность, в конечном счете, благодаря своим качествам ускоряет или замедляет происходящие события, но решающая роль все же принадлежит объективным условиям. Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.

Соотношение человека, индивида и личности

Когда же речь идет о каком-либо конкретном человеке, чаще используют такие понятия, как «индивид», «личность». Индивид — понятие, характеризующее конкретного представителя рода человеческого, прежде всего самого по себе, как бы вне его отношений с обществом. Но эта безотносительность очень условна, гак как совсем вне общества человека быть не может.

Индивид (лат. individual — неделимый) — отдельно взятый представитель человеческого рода (общества, народа, класса, социальной группы), социальный атом, неделимый элемент социума. Индивид — это конкретный человек, обладающий неповторимым «набором» физиологических, психологических, интеллектуальных, моральных качеств (т.е. — индивидуальностью).

Личность нечто иное. В понятии «личность» акцент сделан на общественные отношения конкретного человека, индивида. Это понятие трактуют различным образом. В самом общем плане все интерпретации можно свести к двум основным подходам.

В одном из них личность понимается как индивид, рассматриваемый с точки зрения его значимости для общества; т.е. отдельно взятый представитель рода человеческого в совокупности его общественных отношений, социальных статусов и ролей.

Личность — персона (лат. persona — маска, роль актера), индивид как субъект социокультурной жизни, носитель индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание), раскрывающегося в социальных отношениях, предметной деятельности, общении.

В другой трактовке личности — это не любой представитель человеческого рода, а лишь тот, кто оказывает существенное влияние на окружающее его социальное бытие. Личностями в этой трактовке могут считаться, например, талантливый ученый или художник, великий политик или полководец; добившиеся высоких результатов в своей сфере деятельности специалисты; люди, обладающие мощной харизмой, и т.д. Словом, это все те индивиды, которые пользуются высоким авторитетом среди других людей, за кем люди осознанно, без внешнего принуждения «следуют» в мировоззрении, привычках, оценках, соблюдении тех или иных принципов и норм.

В любой интерпретации категория «личность» связана с такими важными для человека понятиями, как «свобода», «ответственность», «нравственность», отражающими своеобразные «координаты человеческого измерения» бытия. В связи с этим закономерно возникает проблема целесообразности человеческого бытия, смысла жизни человека.

Вариант решения данной проблемы во многом определяет облик каждой личности, каждого индивида, а также как малых социальных групп, так и больших социумов.