Философия марксизма — одна из составных частей марксистского мировоззрения, создана К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в конце 40-х годов XIX века. Она явилась результатом критического переосмысления достижений немецкой философии, а также использования крупнейших открытий естествознания середины XIX века. Марксистская философия не имеет самостоятельного характера. Функционируя в рамках целостного мировоззрения, она играет служебную методологическую роль в обосновании марксистской политической экономии, стратегии и тактики классовой борьбы.
В марксистской философии можно выделить две основные идеи:
- материалистическую диалектику;
- материалистическое понимание истории.
Первая идея явилась материалистическим переосмыслением и сохранением рационального зерна гегелевской диалектики. В философии Гегеля субъект развития — абсолютный дух, а природа, общество и человек являются отражением этого развития. В марксизме понимание субъекта переносится на природу и общество, возникающее как закономерный этап в развитии природы. Дух и сознание выступают как вторичные образования, сущность которых заключается в отражении законов развития природы.
Вторую идею называют краеугольным камнем марксизма вследствие важности ее для понимания теории в целом. Она заключается в распространении материализма в понимании природы на понимание общественного развития. Согласно Марксу, человеческая деятельность подчиняется объективным законам, как и природа. Сознание, духовная деятельность не имеют самостоятельного развития, они отражают экономическое, общественное бытие, называемое базисом, и в свою очередь оказывают обратное влияние на базис в качестве надстройки. Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание — таков основной тезис марксизма.
Эта идея позволила выстроить концепцию истории, в которой классовая борьба, начинаясь в области экономических отношений, охватывает все сферы общества и двигает его вперед по ступеням — общественно-экономическим формациям: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, которая также явится закономерным результатом развития человечества. Человеческая история сеть естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Ни одна ступень этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя и пока производственные отношения дают возможность для развития производительных сил. Как только производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил, наступает эпоха социальной революции, в ходе которой происходит смена общественно-экономической формации. Коммунистическая революция должна завершить собою предысторию человечества и открыть начало его подлинной истории, которая уже не будет знать классовых, национальных, расовых антагонизмов.
В XX веке гуманистические идеи марксизма пришли в острое противоречие с реальной попыткой построить социализм и коммунизм с помощью тоталитаризма и диктатуры.