Наука о происхождении государства
Прежде всего, Платон анализирует причины возникновения государства. По его мнению, изложенному в произведении «Государство», человек по своей природе не является самодостаточным, а отсюда у него возникает потребность в других людях.
которых он использует, чтобы удовлетворить те или другие свои потребности. Следовательно, государство возникает в силу необходимости объединения людей для наилучшего удовлетворения своих потребностей. Платон — автор и другой идеи о происхождении государства: оно есть результат деятельности так называемого демиурга — творца, создателя, некоей высшей силы.
Возникает вопрос: а возможно ли в принципе идеальное государство? У Платона по этому поводу не было никаких сомнений. Его рассуждения по этому поводу сводились к следующему: начертите на песке круг. Он несовершенен и полон всяких отклонений от идеального круга. Но ведь так легко, глядя на этот круг, представить себе идеальный круг. Почему же такой же метод нельзя применить к человеческому обществу?
Теория идеального государства
Каким же видел идеальное государство Платон? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим, что он предпринял попытку классифицировать государства в зависимости от существующего в них государственного строя. Он выделил три типа государственного строя и внутри каждого из этих типов соответствующие виды государств.
К первому типу он отнёс государства, в которых власть принадлежит одному человеку: это монархия и тирания.
Ко второму типу он отнёс государства, в которых власть принадлежит меньшинству. Это аристократия (власть принадлежит людям благородного происхождения), олигархия (власть принадлежит людям богатым) и тимократия (власть принадлежит людям, которые стремятся к почёту, славе).
Третий тип государства составляют те, где власть принадлежит большинству. Это демократия (власть принадлежит народу) и охлократия (власть принадлежит толпе).
Наилучшим типом государственного строя у Платона считалась аристократическая республика, а наихудшим — демократия. Аргументируя такую оценку демократии, Платон подчёркивал, что в демократии часто избирают не тех, кто может что-либо лучше сделать, а тех, кто лучше говорит. Однако, поскольку рано или поздно нужно держать отчёт за свои обещания, у власть имущих нет другого выхода для удержания власти, кроме как употребить для этого силу; отсюда — демократия перерождается в тиранию. Платон говорит, что типы государственного строя подвижны и переходят от одного к другому.