Объективный диалектический идеализм

В основе учения Г. Гегеля — идеи Абсолюта, развития, которое неизменно возникает в результате столкновения противоположностей. Механизм развития можно выразить схемой: «тезис (исходная сущность) — антитезис (противоположная сущность, вступающая в противоречие с первой, находящаяся с ней в состоянии единства и одновременно противоборства) — синтез (снятие противоречия, разрешение конфликта)».

Окружающий мир для Г. Гегеля — это некий Абсолют (Мировой Дух, Логос, Абсолютное сознание, Бог) — активная, творческая, идеальная и необходимая сущность. В своем развитии он проявляется в трех ипостасях (традиция европейской философской мысли, имеющая к тому времени более чем полуторатысячную историю):

  • Абсолютная идея — «идея в себе» или «бытие в себе» (предмет изучения логики), может быть рассмотрена в качестве тезиса;
  • Природа — «бытие для иного» или «бытие в ином», нечто внешнее по отношению к Абсолютной идее (предмет философии природы), антитезис;
  • Дух — «бытие в себе и для себя», результат взаимодействия Идеи и Природы (предмет философии духа), синтез.

Эта система отражает сущность бытия, характер развития мира, а также структуру философского знания (все это, разумеется, в гегелевском понимании). При этом каждое из проявлений Абсолюта также имеет три стадии развития (три проявления, три формы).

Рис. Элементы философской системы Г. Гегеля

Логика

Рассматриваемая в рамках Логики Абсолютная идея предстает в виде бытия (тезис), сущности (антитезис), понятия (синтез). Соответственно, Г. Гегель в Логике выделяет учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.

В свою очередь, бытие (элемент триады, раскрывающей диалектику Абсолюта) конкретизируется в триаде «качество — количество — мера», каждый член которой также «делится» на триады. Понятия развиваются от абстрактных (наиболее общих и имеющих бедное содержание) к конкретным (в которых выражены более частные сущности, но зато обладающие более богатым содержанием, т.е. большим количеством признаков).

Стоит добавить, что Логика Гегеля отлична от Логики Аристотеля. Например, основополагающий и незыблемый у Аристотеля закон тождества в гегелевской системе в определенном смысле нарушается. Абсолютная идея, как проявление Абсолюта, и тождественна Природе (другому проявлению Абсолюта), и одновременно отлична от нее. Другими словами, сам Абсолют одновременно тождествен и не-тождествен самому себе. Однако в этом и заключается источник и механизм развития.

Философия природы

Философия природы включает в себя механику, физику, органическую физику. Природа тождественна Идее; она та же идея (и дух), но в своем инобытии. «В Природе» идея (логическая) существует вне своих пределов, вне сознания. Развивается она по тем же, что и идея, законам.

Г. Гегель, как он сам об этом говорит, рассматривает Природу как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой. Причем прежде всего этот процесс представляется в виде диалектики «внутренней идеи», составляющей на каждой очередной своей стадии сущность новой ступени Природы. Целью развития Природы является человек, обладающий самосознанием.

Механика, по мнению Г. Гегеля, исследует такие категории, как «движение», «материя», «пространство», время». И эта часть физики соответствует первой ступени развития Природы. Природа на этой ступени представляется «бесформенной массой», как бы единым субстратом. Физика (в нее Г. Гегель включает все известные ему физические дисциплины, кроме механики) соответствует второй ступени, на которой материя обретает определенность, «частные формы». На этом этапе важными становятся такие понятия, как «тепло», «звук» и подобные им. Органика (органическая физика, которая ближе всего по своему содержанию к современной биологии) исследует третью ступень, основная идея которой в появлении жизни. Причем Идея, составляющая сущность теперь и живой природы, может быть выражена только родом (человеческим родом, обществом), который обладает разумностью и необходимостью, чего нельзя утверждать об отдельном индивиде.

По Г. Гегелю, только общество может быть носителем развивающейся идеи (по сути — эволюционирующего Абсолюта). Первоначально таким носителем является «восточное общество», затем своеобразная эстафета переходит к более совершенному античному обществу и, наконец, находит наилучшее выражение в германском обществе (надо полагать, как раз в то время, когда его выдающийся представитель Г. Гегель размышлял над этими проблемами и формулировал соответствующие тезисы).

Философия духа

Дух — фактически Абсолют, перешедший из идеи в форму инобытия, после чего освободившийся от «стеснявшей» его материальности, обретший третью свою ипостась (ипостась Духа). Как синтез Абсолютной идеи и Природы, Дух становится высшим этапом развития Абсолюта.

Разумеется, Духу (как Идее и Природе) присуще внутреннее развитие, в котором необходимо выделяются три стадии: Субъективный дух. т.е. дух индивидуальный. Объективный дух — всеобщий, общественный дух. Абсолютный дух — Божественный дух.

Субъективный дух. развиваясь, проходит свои три этапа (три воплощения), которые, соответственно, изучают антропология, феноменология и психология: одним из результатов развития субъективною духа становится свобода, необходимо присутствующая в последующих стадиях — в Объективном и Абсолютном духе. Три этапа развития Объективного духа — абстрактное право, мораль, нравственность — приводят к возникновению государства и истории.

Развитию Объективного духа Г. Гегель уделяет особое внимание, так как этот раздел посвящен исследованию закономерностей развития человечества. Объектом изучения становится общество. В этом разделе своего учения Г. Гегель развивает социально-философское знание. Сам философ называет этот компонент своей философской системы философией права; также называет он и свои труды, посвященные этим проблемам: «Основоположения философии права» (1821) и «Философия права» (1826).

Абстрактное право представляет собой внешние формы воплощения Объективного духа, в то время как моральность выражает его внутренние формы. Нравственность у Г. Гегеля выступает в роли синтеза права и моральности, в результате которого внешние и внутренние формы совпадают, завершая развитие Объективного духа. Нравственность, в свою очередь, имеет три стадии становления — семья, гражданское общество и государство, которое у Г. Гегеля становится венцом истории (и, надо полагать, общественного устройства).

В ходе исторического развития Объективный дух, по мнению философа, находит свое воплощение в наиболее развитом народе (который занимает доминирующее положение в человечестве). Господство восточного общества сменяется возвышением античного общества, которое стало воплощением объективного духа. Следующим, третьим этапом становится его воплощение в германском народе, который, как полагал немецкий мыслитель, и есть наилучший образец европейского (самого развитого) общества. При этом каждый народ, каждый субъект общественной жизни, осознавший свою свободу, стремится реализовать свои собственные интересы в истории, не подозревая, что на самом деле осуществляет предписанную ему Абсолютом «программу» развития. В этом заключается Хитрость мирового разума. Даже то, что в обыденном человеческом понимании выходит за рамки добра (в том числе и макросоциальные катаклизмы, такие, например, как войны), в действительности принимает необходимый характер. «Все действительное — разумно, все разумное — действительно», — постулирует философ.

В начале XIX в. социальный мир предстал Г. Гегелю завершившим свое историческое развитие, так как европейская культура, как считал философ, полностью победила, и осталось лишь ее распространить па все остальное человечество.

Однако помимо Субъективного и Объективного духа существует еще и третья стадия развития — Абсолютный дух, на которой Абсолют «возвращается к самому себе» в результате самопознания. Это самопознание, так же как и все остальное в данной системе, содержит три этапа: искусство — оно отражает чувственное созерцание, религию, которая обеспечивает познание духа благодаря вере, философию, познающую Абсолют во всех его проявлениях через чистое понятие. Именно философия позволяет наиболее полно и всесторонне осмыслить сущность Абсолют и диалектику бытия.

Таким образом, Г. Гегель стал одним из самых выдающихся диалектиков, сыграл важнейшую роль в осознании мира в качестве сложной иерархичной развивающейся системы. Закономерности развития он выразил в системе категорий и законов диалектики, которых, кстати, тоже три: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Учение Г. Гегеля повлияло на всю последующую философию, оно стало основой возникновения и развития как идеалистических, так и материалистических школ и целых направлений в осмыслении действительности, оказало воздействие на становление некоторых иррационалистических учений (например, экзистенциализма). Вместе с тем даже многие из его последователей подвергли это учение критике и творческому переосмыслению. Одним из первых подобных критиков стал Л. Фейербах.