Гуманизм эпохи Возрождения

Grandars Философия История философии

Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV — середине XV вв. Его центром была Италия.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий) означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Человечность начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли и месте в мире, о своей сущности, о смысле, предназначении и цели своей жизни. Родоначальником гуманистического движения считают поэта и философа XIV в. Ф. Петрарку, который много сделал для возрождения античной философии и литературы.

Ценности и идеи

В Средние века на природу смотрели как на нечто недостойное изучения, несовершенное, а главное предназначение науки видели в исследовании текстов Священного Писания. В философии Возрождения природа стала рассматриваться как основа развития всего сущего, как объект, предмет познания и как источник всех знаний человека.

К основным чертам гуманизма относились:

  • антицерковная и антисхоластическая направленность;
  • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, антропоцентризм, т.е. особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей, а также жизнеутверждающий характер и оптимизм.

Представители

К натурфилософскому направлению принадлежат Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, которые стремились обосновать в противовес схоластике материалистический взгляд на мир, отделить философию от теологии; доказать преимущества научного мировоззрения по отношению к мифологии и религии. В теории познания они были оптимистами и утверждали, что человек получает истину не через божественное откровение, а благодаря своим чувствам и разуму.

Николай Коперник (1473-1543). Средневековое религиозное представление о Земле заключалось в трактовке её как Богом избранной планеты, а человек представлялся привилегированным существом во Вселенной. Николай Коперник, опровергнув представление о Земле как о неподвижном центре Вселенной и создав гелиоцентрическую систему, согласно которой в центре мира находится Солнце, совершил революционный переворот не только в астрономии, но и в науке в целом. Это был вызов церковному авторитету в области природы и начало освобождения естествознания от теологии. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергает вместе с ним представление о конечности космоса. Вселенная, с его точки зрения, неизмерима и бесконечна. Книга Н. Коперника «О вращении небесных сфер» оставалась запрещённой вплоть до 1828 г.

Джордано Бруно (1548-1600). Этот мыслитель, как представитель нового естествознания, поддерживает и проповедует систему Коперника, но идёт значительно дальше него. Он решительно перешёл от гелиоцентрической и неограниченно большой Вселенной Коперника к бесконечной Вселенной. Его Вселенная наполнена бесчисленным множеством обитаемых одушевлённых миров и является физически однородной, то есть миры ничем не отличаются друг от друга, а в условиях бесконечной Вселенной ни один из них не может считаться центральным.

Галилео Галилей (1564-1642). Значение Галилея заключается в том, что он вместе с другими представителями натурфилософии указал, что Земля — это не уникальный центр Вселенной, она вращается, как и другие планеты, вокруг собственной оси и вместе с ними ещё вращается вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, которые определяются действием закона гравитации. Заслуга Галилея состоит и в приписываемой ему (думается, справедливо) максиме «меряй и считай», важной методологической установке нового естествознания. Он был уверен, что математика — это ключ к изучению мира, пытался адаптировать «язык математики» для научных исследований. Таким образом, Галилей стал инициатором новой научной методологии, опирающейся на математическую дедукцию. Галилей отводил важное место в науке эксперименту.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

Данте Алигьери (1265 — 1321) — автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Он восхваляет человека и отходит от его трактовки исключительно как божественного создания. Данте признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом, и верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.д.).

Франческо Петрарка (1304 — 1374) — автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» и иных трудов — по своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи о том, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, что человек должен жить не для Бога, а для самого себя, что человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно. Он считает, что человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим. По его мнению, человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал. Загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить, поскольку внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Валла (1507 — 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе, также ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека и верил в возможности человека и его разум. Валла отвергал аскетизм и самоотрешение, призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира. Он был сторонником равенства мужчины и женщины. Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

0.097 сек.