Гераклит (жил примерно с 540 до 480 г. до н.э. в г. Эфес, другом, наряду с Милетом, центре торговой, политической и культурной жизни в Малой Азии). Очевидно, что Гераклиту были известны взгляды представителей милетской школы, но он не считал себя чьим-то учеником. Не сохранилось его философских или других работ, хотя считают, что он был автором, по меньшей мере, одного труда, который называется «О природе».
Основой мира Гераклит считает огонь, а мир он представляет изменчивым в соответствии с известным своим изречением: «Panta rei» — «Всё течет». Мир, космос, по мнению Гераклита, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно (в полную меру) возгорающимся и закономерно (в полную меру) погасающим. Этот мир возникает из огня и опять сгорает в определённые периоды, и совершается это всё согласно судьбе.
Гераклит исходил также из единства мира, однако это единство рассматривал как единство и борьбу противоположностей. Охарактеризуем науку Гераклита о противоположностях, опираясь на сохранившиеся фрагменты его мыслей. Особенности науки о противоположностях следующие.
- Противоположности внутренне присущи всем вещам и явлениям: целое и часть, гармония и дисгармония, согласное и несогласное.
- Противоположности не существуют друг без друга, они находятся в единстве, они могут переходить друг в друга: мокрое — высыхает, холодное становится тёплым. Это единство противоположностей Гераклит характеризовал как логос. Это понятие у Гераклита многозначно. Логос — это и закон, и слово, и наука, и мировой разум, и борьба противоположностей.
- Противоположности относительны: прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с человеком, а человек — по сравнению с Богом. Одна и та же дорога ведёт и в гору, и в долину, в зависимости от того, с какой точки на неё смотреть.
- Ни одна из противоположностей не может победить другую. Если бы это произошло, замечал Гераклит, то мир, каким мы его знаем, перестал бы существовать.
Постоянное развитие Гераклит сравнивал с течением реки, в которую невозможно войти дважды: при каждом входе в реку на нас набегает уже другая вода (хотя река всё та же), да и сами мы меняемся даже за краткое время.
Таким образом, Гераклитом впервые в философии предпринята попытка создания диалектики как науки и диалектического взгляда на мир.