История философии

Философия жизни — философское направление, которое в качестве наиболее важных вопросов рассматривает вопросы о смысле, цели и ценности жизни, стремясь понять «жизнь» из неё самой. Это направление отдает предпочтение живому чувству, инстинкту, выступает против господства интеллекта и теоретического знания.

Основоположниками этого направления являются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В начале XX в. это направление было представлено А. Бергсоном, В. Дильтеем.

Окружающий мир с точки зрения философии жизни — это разрозненный хаос, он не подконтролен разуму, а подчиняется слепым, бессознательным силам. Такую силу, например, А. Шопенгауэр (1788-1860) называет «волей» (а именно «волей к жизни»). Это высший космический принцип, лежащий в основе мира. Воля понимается Шопенгауэром как бессознательный слепой порыв, стремление к жизни, признающее только один закон — собственное желание. Воля, по Шопенгауэру, первична по отношению к разуму, истории и культуре. Эта универсальная мировая воля проявляет себя в многообразии отдельных воль, которые борются между собой за место под солнцем. Эта борьба даёт возможность для материи перехода к более высоким формам существования, наиболее совершенной из которых является человек, потому что только он сумел подчинить природу своим потребностям. При этом человек с точки зрения Шопенгауэра — это самое страдающее существо. Страдания — это следствие желаний, а бесконечная гонка за жизнь у человека обесценивается осознанием собственной смертности. Как преодолеть этот тупик, на который обрекает нас воля? Очевидно, говорит Шопенгауэр, необходимо преодолеть животный инстинкт жизни, наиболее ярким примером такого преодоления является нирвана у сторонников буддизма. Философию Шопенгауэра отличает пессимизм. Он считал, что в своей массе люди злобны и эгоистичны и мир, в котором они живут, — наихудший из возможных.

Ницше

Ф. Ницше (1844-1900) представил наиболее альтернативную классической философии концепцию иррационализма. Выделим основные идеи иррационализма Ницше.

Идея «смерти Бога». С точки зрения Ницше, набирает силу европейский нигилизм (позиция абсолютного отрицания). Этот нигилизм явился следствием банкротства прежних ценностей, оказавшихся фальшивыми. Такой фальшивой ценностью для Ф. Ницше является и религия, поэтому он провозглашает тезис о смерти Бога. Пока в мире царил Бог, — в мире царил и порядок, заложенный им. А в этом порядке было место и человеку. Теперь, когда «Бог умер», утверждает Ницше, становится ясно, что философская и религиозная картины мира — это только выражение человеческой потребности в смысле и порядке. На самом же деле мир не имеет никакого божественного плана, он хаотичен, и сами люди придают этому миру смысл, стремясь защититься от хаоса. Так как в христианской традиции мораль и истина — в Боге, то теперь, когда «Бог мёртв», исчезает объективное основание и для этики и для истины, мир не имеет теперь ни начала, ни конца. Возникает экзистенциальная пустота. Таким образом, утверждение о «смерти Бога» для Ницше означает необходимость переоценки ценностей, понимание всех ценностей как творения самого человека.

Идея «воли к власти». Идею Шопенгауэра о «воли к жизни» Ницше конкретизирует как «волю к власти» — стремление к самоосуществлению в рамках определённого жизненного пространства. В основе мира и жизни — именно эта сила. Мир — это единый процесс становления, а всё вокруг пронизано динамической энергией этой воли.

Идея «сверхчеловека». Человек по Ницше — это натянутый канат между животным и человеком. Человек — это то, что должно быть преодолено. Поэтому ценность человека не в том, что он есть, а в том, чем он должен стать. Но только он должен избавиться от всего «слишком человеческого»: слабости, потребности в сострадании и потребности сострадать — всё это не позволяет реализовываться «воли к власти». Только так, полагает Ницше, можно преодолеть экзистенциальную пустоту. Но такой человек — «сверхчеловек» — возможен не благодаря воспитанию или самовоспитанию, а благодаря раскрытой, реализованной, присущей ему от природы жизненной силе. Отсюда призыв Ницше: «Будь самим собой! В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону!»

Учения Шопенгауэра и Ницше получили действительное признание лишь в начале XX в. Можно сказать, что эти мыслители предвосхитили многие идеи основных направлений философии XIX-XX вв. Именно их взгляды оказали существенное влияние на формирование антропологически ориентированных течений современной философии, в частности экзистенциализма.

0.147 сек.