Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900)
— наиболее крупный русский философ-идеалист, мистик, публицист, поэт.
Создал первую в истории отечественной мысли философскую систему.
Главный принцип ее построения — принцип «всеединства», призванный объединить в одно целое философию, науку и теологию.
Его основные работы: «Кризис западной философии (против позитивистов)», «Чтения о Богочеловечестве», «Смысл любви», «Оправдание добра» и др.
Идея богочеловечества
Соловьев был религиозным философом. В центре его философии идея «богочеловечества» — представление о том, что России уготована миссия соединить Бога и человека в одном лице. Прежде чем человек становится истинным, он долгое время находится в природном, естественном состоянии. В нем люди чужды и враждебны друг другу. Идет борьба за существование. Господствует неравенство. Христос — идеальное воплощение Бога в человеке. Задача религии — объединить мир в богочеловечестве, поэтому Соловьев — сторонник веротерпимости. Он считал, что будущее общество — это синтез вселенской церкви и всемирной монархии: «свободная теократия». Роль мессии сыграет славянство, Россия, а не мусульманский Восток, утверждающий бесчеловечного Бога, и не Запад, утверждающий безбожного человека.
Русская идея
Соловьев — автор «русской идеи», означавшей необходимость восстановления на земле как верного образа божественной троицы — социальной троицы, где каждое из трех единств: церковь, государство и общество — безусловно свободно не в отъединении от других, поглощая или истребляя их, но в утверждении внутренней связи с ними. Он фактически реанимировал знаменитую триаду — православие, самодержавие и народность — в виде идеи: церковь, государство и общество. Соловьев утверждал примат государства, церкви и общества над отдельной личностью. Он выдвигал также идею всеединства: люди должны объединиться и тем самым избавиться от всяких конфликтов, споров.
Эволюция мира
Окружающий мир, по Соловьеву, — это опрокинутое изображение идеального мира, «обманчивый лик всеединства». Он результат грехопадения, отпадения от Бога. Поэтому идеальный космос превратился в реальный хаос. Эволюция мира имеет пять ступеней:
- минеральное царство;
- растительное;
- животное;
- человеческое;
- Божие.
Эти ступени — результат отпадения от Бога. Параллельно процессу отпадения происходит совершенствование и собирание Вселенной. Так, растения вбирают в себя окружающую среду. Животные вбирают в себя растения, человек вбирает в себя животных и то, что непосредственно не ощущает через разум. Богочеловек (на последней ступени эволюции) объединяет все существующее силой любви.
Выделение стадий развития — это только прием, чтобы лучше познакомиться с сущим. Истинное состояние абсолютно сущего — это его пребывание одновременно во всех состояниях. Поэтому все, что существует, едино.
Соответственно Соловьев строит и свою теорию познания. Чтобы раскрыть абсолютную истину, необходимо установить внутренний контакт с всеединым, а этого можно добиться путем внутреннего интуитивного созерцания. Всеединство постигается посредством «цельного знания» (основная категория у Соловьева). Внешний опыт дает лишь материал, а разум — форму познания. «Цельное знание» дает только интуитивное созерцание, вера.
Соловьев является отцом русской софиологии.
София — премудрость Божия.
София необходима для объяснения связи Бога с миром, так как Бог абсолютно различен с миром и в то же время его творец. Бог сам не взаимодействует с миром, значит, есть посредник — это София. В Средневековье философы считали, что мир создан Ангелом — посредником между Богом и миром. В христианстве же между Богом и тварью ничего нет. Поэтому Соловьев и предполагает, что это София. Благодаря Софии Бог связан с миром, а мир божествен.