История философии

Философия Шопенгауэра: кратко о самом главном

Grandars Философия История философии

Главным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму. Шопенгауэр подвергает Гегеля очень жесткой критике: «Да разве и могут умы, уже в ранней молодости извращенные и испорченные бессмыслицей гегельянщины, понимать глубокомысленные исследования Канта? Их рано приучили считать пустословие за философские мысли, жалкие софизмы — за остроумие, и пошлое мудрствование — за диалектику; их головы расстроены усвоением неистовых словосочетаний, в которые ум тщетно и мучительно старается вложить какой-нибудь смысл» (Шопенгауэр, А., 1998. Т. 1. С. 18.). Неприятие Гегеля у Шопенгауэра было настолько сильным, что он даже однажды написал: «Гегель не только не имеет никаких заслуг перед философией, но оказал на нее крайне пагубное, поистине отупляющее, можно сказать, тлетворное влияние. Кто может читать его наиболее прославленное произведение, так называемую «Феноменологию духа», не испытывая в то же время такого чувства, как если бы он был в доме умалишенных, — того надо считать достойным этого местожительства» (там же). Конечно, подобная столь эмоциональная форма критики — показатель не только неприятия философии конкретно Гегеля, но в его лице, как наиболее яркого представителя, всей абсолютизирующей разум философии.

Универсальным принципом своей философии Шопенгауэр провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. В своей главной работе «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления , которое является фактом сознания. В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:

  • закон бытия — для пространства и времени;
  • закон причинности — для материального мира;
  • закон логического основания — для познания;
  • закон мотивации — для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем непосредственного познания, отвлеченного (рефлективного) познания и интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Она лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью вещей. При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»). Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

  • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
  • сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля;
  • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;
  • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;
  • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли;
  • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.

Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные философские проблемы: проблему человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, «философии жизни») и позитивизма.

0.079 сек.