Философия Шеллинга

Видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии был Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854). Он был сначала другом, затем оппонентом Георга Гегеля. Он пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX века до появления Гегеля. Но, проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е годы XIX века, он потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

Идеализм в философии Ф. Шеллинга: кратко

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775- 1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г. Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Дрездене. И уже в 1798 г. (ему было 23 года) стал преподавать в Йенском университете, где в следующем году занял должность профессора, которую оставил И. Фихте. Таким образом, преемственность прослеживалась не только в воззрениях виднейших немецких философов конца XVIII — начала XIX в., по и в их профессиональной деятельности.

Система трансцендентального идеализма Шеллинга

Одной из самых известных работ считается «Система трансцендентального идеализма».

Фридрих Шеллинг критичен к философской системе учителя по одному из основных вопросов. Он не согласен со сведением природы к «не-Я», полагая, что ее развитие предшествует развитию самосознания, которое является порождением природы. Природа при этом представляется бессознательным творчеством духа, Абсолюта.

В процессе развития Природы (т.е. в процессе активности духа) позитивная сила наталкивается на противодействие негативной силы. В результате этого столкновения возникают материя и механизм ее эволюции, в основе которого и лежит столкновение противоположных сил. Происходит потенцирование — возрастание субъективности, движение от объективного — к субъективному. На определенном уровне развития возникает человеческое (субъективное) сознание, означавшее «пробуждение» бессознательного духа, появление самосознания. Тем самым человек, посредством которого Природа может познать себя, оказывается целью развития.

Рис. Элементы системы трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга

Впрочем, способностью познавать Природу обладают не все люди, а только те, чье сознание обладает не только рассудком, но и разумом, — философы, художники. Именно им доступно обобщение частностей и понимание борьбы противоположностей.

Однако Фридрих Шеллинг считал, что представленная им же самим картина мира не объясняет появления Природы. Он находит решение этой проблемы в мыслительной деятельности Абсолюта (Духа, «Я»). Дух, будучи единым и единственным, может мыслить лишь себя, поэтому в целях образования сущности, которую можно было бы себе противопоставить, он ограничивает себя, создавая условия порождения «не-Я» (Природы). Соединив воедино философию творчества «Я», по сути субъективного идеализма, и философию, предполагающую относительно независимое существование «не-Я», или Природы (по Ф. Шеллингу — реализм), философ получил философию, названную им трансцендентальным идеализмом.

Природа и Дух оказываются тождественными между собой и в то же время едиными в Абсолюте, который и есть Бог. В Абсолюте совпадают все противоположности, но одновременно он и источник, и возможность возникновения противоположностей, т.е. источник развития.

Активность Духа, основанная на присущей ему свободе воли, первоначально иррациональна по своей сути, бессознательна. Но творчество приводит к самосознанию, возникновению божественной личности, к победе и утверждению в бытии светлого начала (lice деструктивное — небытие). Подобным образом развивается и человек, осознанно формирующий себя после обнаружения в себе сознательного и бессознательного начал. Сам же иррациональных акт творения Духом Природы недоступен для рационального понимания, поэтому единственный путь постижения человеком Бога — через Откровение, которое является содержанием и источником религиозных верований.

Таким образом, ученая деятельность Ф. Шеллинга представляет собой определенную ретроспективную реконструкцию становления бытия и. по мнению некоторых исследователей, по мере своего развития становится все менее оригинальной. Гем не менее творчество Ф. Шеллинга — неотъемлемая составная часть мировой философской мысли. Его идеи оказали существенное влияние на формирование философских воззрений Г. Гегеля.

Натурфилософия Шеллинга

Главная цель философии Шеллинга состояла в том, чтобы понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

  • натурфилософию;
  • практическую философию;
  • иррационализм.

В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма.

Суть философии природы Шеллинга можно свести к следующим основным положениям:

  • прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки);
  • природа есть «абсолютное», т.е. первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; она есть единство субъективного и объективного, вечный разум; природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
  • материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
  • движущей силой природы является ее полярность — наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории:

  • главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств;
  • другой важнейшей проблемой практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение представляет собой противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Например, высокие идеалы Великой Французской революции переродились в противоположную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних, обеднение других и подавление свободы;
  • из второй проблемы практической философии Шеллинга следует третья — размышления о ходе истории. Философ приходит к выводу о том, что ход истории случаен, в истории царит произвол. И случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить. Теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего, а в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.