Мартин Лютер и Жан Кальвин в философии реформации

Grandars Философия История философии

Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были: философия Реформации, политическая философия и философия социалистов-утопистов.

Философия реформации

Философия реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

  • кризис феодализма;
  • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
  • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
  • незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
  • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
  • распространение в Европе идей гуманизма;
  • рост самосознания личности, индивидуализм;
  • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин) и народное (Т. Мюнцер, анабаптисты, диггеры и др.).

Мартин Лютер

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 — 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

  • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
  • необходимо упрощение обрядов, церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
  • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства, должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
  • дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан, поэтому необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм и запретить индульгенции.

Таким образом, по мнению Лютера, которое кардинально отличалось от мнения католической церкви, верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от Бога. Следствием этого убеждения было то, что автоматически снижался статус церковных служителей и церкви в целом; церковь с такой точки зрения не должна была играть существенной роли в жизни верующего. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя как самостоятельное общественно-религиозное движение Германии, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между богом и человеком.

Жан Кальвин

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину, ключевой идеей протестантизма является идея предопределения. Смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению, а успех в работе — признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике. Он возглавил реформационное движение в Женеве и добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»). Кроме того, ему удилось подчинить кальвинистской Церкви светскую власть, а также провести реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма и добросовестного отношения к работе. Таким образом, результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Томас Мюнцер

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 году, через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в том, что необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом. Цель изменения общества заключается в достижении всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле. Мюнцер считал, что главной причиной всех зол является неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес. Поэтому частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства). Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу, а власть и собственность должны принадлежать простому народу — «ремесленникам и пахарям». В 1524 — 1525 годах Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) наряду с сохранением католицизма.

0.093 сек.