Философские учения народников
Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, отражавшее интересы крестьянства. Оно соединяло радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями утопического социализма. Народники выступали одновременно и против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны. В народничестве сосуществовали две тенденции — революционная и либеральная, которые, сходясь в основных теоретических принципах, расходились в методах их практического воплощения в борьбе.
“Революционное народничество сформировалось как особое течение в тесной связи с предшествующими течениями русской революционно-демократической мысли. В начале они целиком опиралось на идеи, выдвинутые Герценом и Чернышевским. Но по мере накопления революционерами 70-80-х гг. своего собственного опыта и в связи с возникновением новых практически-политических задач, выраставших из нужд самого движения, их теория и практика все более отдалялись от учений основоположников русской революционной демократии”.
“Центральным звеном социального учения народников была концепция некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование и трансформацию коллективистских традиций докапиталистических институтов (община, артель). В общей форме эта концепция была сформулирована в 50-60-х гг. XIX в. Герценом и Чернышевским. В основе ее лежало осознание социализма как всемирно-исторической закономерности и одновременно уверенность в возможности отставших стран усваивать опыт стран развитых, используя соответствующие национальные традиции. Теория некапиталистического пути развития дополнялась при этом философско-социалистическими построениями, а также политической программой и тактикой революционной борьбы”.
“Теоретическое обоснование революционного народничества 70-х годов было дано в трудах его главных идеологов — М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева” [6. Т. 4. С. 247]. Значительный вклад в разработку основ народничества, вообще, и революционного, в частности, внес Н. К. Михайловский, закончивший свой жизненный путь в рядах либерального народничества.
Один их наиболее известных теоретиков — Петр Лаврович Лавров (1823 — 1900).
В обширном литературном наследии Лаврова наиболее важными трудами являются “Исторические письма” (1866 — 1868), “Механистическая теория мира” (1859), “Что такое антропология” (1860), “Задачи позитивизма и их решение” (1868), “Государственный элемент в буржуазном обществе” (1875-1876), “Социальная революция и задачи нравственности” (1884) и др.
Согласно Лаврову, главной движущей силой истории являются критически мыслящие личности, которые для достижения своих целей должны объединяться в партию. В отличие от Бакунина и Ткачева, Лавров настаивал на тщательной подготовке революции. Он доказывал необходимость революционной диктатуры на другой день после свержения эксплуататоров. Для того чтобы подготовить революцию надо в народе создать опорные пункты. В этой связи в 70-е гг. было предпринято хождение интеллигенции в народ. Однако к концу 70-х гг. оно себя исчерпало. Постепенно падает влияние Лаврова в России.
Лавров называл свое мировоззрение антропологическим. Он критиковал материалистов и идеалистов, однако, хотя он и считал позитивистскую философию наиболее приемлемой, но сам тяготел к материализму, особенно в социологии при обосновании движения человеческой истории, в понимании и объяснении прогресса.
Другим виднейшим представителем революционной демократии был Михаил Иванович Бакунин (1814 — 1876). Он известен как основоположник анархизма. Его жизнь была посвящена революционной борьбе. Он чередовал революционную борьбу со ссылками, тюрьмами, каторгой. Бакунин создал теорию революционного анархизма и организацию всемирного тайного общества для освобождения трудящихся всех стран (“Альянс социалистической демократии”). Наибольшую известность приобрели его работы “Кнуто-Германская империя и социальная революция” и “Государственность и анархия”.
Основоположник анархизма высоко ценил философию и считал, что ее изучение должно быть доступно каждому человеку, ибо философия освобождает от легкомыслия.
Бакунин полагал, что быть свободным — это право и долг каждого человека. Но для того чтобы человек был свободным, должно быть признано его право на свободу. По его мнению, привилегии противоречат свободе. Уважать свободу ближнего Бакунин считал обязанностью каждого. Порядок в обществе рассматривался им как равнодействующая коллективных и индивидуальных свобод. Он полагал, что политическое равенство немыслимо без экономического равенства.
По его мнению, условием счастья человека выступает гармония внешнего мира с миром внутренним. Бакунин видел в страдании благо. Он сравнивал его с очистительным огнем, закаляющим душу человека.
Причины человеческой безнравственности он выводил из неравенства экономических и социальных условий, а также из отсутствия надлежащего воспитания и невежества.
Согласно Бакунину, цивилизация меньшинства человеческого рода основывается на вынужденном варварстве большинства людей.
Действительную основу всего последующего развития человечества он видел в решении проблемы питания.
Он считал, что в русском народе давно созрели необходимые предпосылки революции, поэтому он выдвигал идею немедленного бунта.
Одним из недостатков народной жизни Бакунин считал патриархальность, искажающую эту жизнь. Немалый вред, по его мнению, приносит и вера в царя, столь же иллюзорная, как и вера в Бога.
Он считал, что в отличие от общества, являющегося естественным результатом развития мира, государство — искусственный продукт, созданный привилегированными классами. Поэтому он выдвинул идею разрушения, слома государства, которая стала главным стержнем анархизма.
Идеи Бакунина нашли дальнейшее развитие в трудах Петра Александровича Кропоткина (1842 — 1921). Он был потомком смоленских князей, ведущих свой род от Рюриковичей, обладал незаурядными способностями. Перед ним открывалась карьера сначала государственного деятеля, затем ученого, но он пренебрег этим, уйдя в революционную борьбу. Он избрал жизнь человека преследуемого, но борющегося за освобождение человечества.
Главными его работами являются: “Современная наука и анархия”, “Анархия, ее философия и идеал”, “Взаимная помощь, как фактор эволюции”, “Записки революционера” и др.
Кропоткин много внимания уделил обоснованию анархии. Вслед за Бакуниным он отрицал необходимость государства. Он считал, что революция должна носить антигосударственный характер. Значительный вклад внес в этику.
Важную роль в разработке идей народничества сыграл Петр Никитич Ткачев (1844 — 1885). Родом он из мелкопоместных дворян. Будучи студентом 1-го курса Ткачев в 1861 г. был арестован первый раз, затем последовали аресты, тюрьмы, ссылки. В 1873 г. бежал за границу.
Ткачев был против понимания революции и как мирного процесса, и как бунта. Анархию он считал довольно далеким идеалом.
Ткачев выступил с критикой марксизма, считая, что теория Маркса об экономической детерминации общественной жизни насаждает фатализм во взглядах на историю и на сущность личности.
Главная цель революции, по Ткачеву, — установление равенства. Уровень обеспечения равенства между людьми он рассматривал как критерий общественного прогресса.
В процессе развития общества, доказывал Ткачев, постепенно назревала потребность преобразований. Однако общество может существовать по инерции. Задача революционеров осуществить эти преобразования.
Сопоставление общественного уклада в России и в странах Запада привело народников к выводу о неприемлемости марксовой теории революции для разрешения российских задач. Перед ними история ставила как бы две возможности: ждать когда Россия достигнет уровня других стран, или попытаться совершить переворот при наличных условиях. Ткачев, как и другие народники, был сторонником второй возможности.
Либеральное народничество представлено в учебных пособиях Михайловским (1842 — 1904), Южаковым (1899 — 1901), Коблицем (1848 — 1893), Воронцовым (1847 — 1918), Даниэльсоном (1844 — 1918) и др.
Н. К. Михайловский выдвинул в качестве критерия прогресса всестороннее развитие личности. Революционная задача — это способствование нарастанию в человеке индивидуальности. Революция должна обеспечить достижение свободы для проявления индивидуальности.
Особый интерес читателя привлекает такая работа Михайловского, как “Герои и толпа”.
Героем может стать любой, здесь господствует случайность, далее действует гипноз, подражание и даже психоз. Герой ведет толпу. В будущем обществе, по Михайловскому, деление людей на героев и толпу исчезнет, так как у всех будут возможности проявить свою индивидуальность.
Либеральные народники пропагандировали необходимость подготовки народа к социальным преобразованиям путем его просвещения, нравственного развития и совершенствования. Они считали, что Россия придет к социализму своим путем, минуя капитализм, через общину, артели. Они отвергали пролетарскую идеологию и подвергали критике марксизм, его диалектику.
Полемика с народничеством В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и других представителей марксизма в России была исходным моментом для формирования идеологии революционных преобразований.