История философии

Философия Иммануила Канта

Grandars Философия История философии

Иммануил Кант (1724-1804) — один из величайших умов человечества, основоположник немецкой классической философии.

Иммануил Кант родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профессора. Современники отмечали чрезвычайную педантичность И. Канта, его целеустремленность и умение сосредоточиться на поставленной задаче, а также его обязательность в работе и в быту.

И. Кант своё становление как учёного разбил на два этапа.

Первый этап, который он определил как «докритический», характеризуется занятиями в области естествознания и астрономии, в частности космологии. В «докритический» период, исследуя проблемы бытия, природы, космологии, естествознания, И. Кант большое внимание уделяет проблеме развития. Сформулированная им гипотеза о возникновении Солнечной системы известна как гипотеза Канта-Лапласа (Лаплас сформулировал эту же гипотезу независимо от Канта). В ней утверждается, что небесные тела образовались из туманности благодаря движению и действию сил отталкивания и притяжения. Эта гипотеза практически отрицает идею сотворения мира.

Основные работы Канта: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума».

Второй этап собственного развития как учёного Кант называет критическим. К основным произведениям этого периода необходимо отнести три его трактата.

  • «Критика чистого разума», в котором он рассматривает проблемы теории познания, исследует проблему границ достоверного познания.
  • «Критика практического разума», в котором И. Кант исследует проблемы этики. В этом трактате И. Кант решает вторую важную проблему той эпохи — проблему человеческой свободы. Он выступает против истолкования человека как пассивного создания природы. Размышления о человеческой свободе и ответственности и о критериях нравственного поведения человека — основное содержание этого трактата.
  • «Критика способности суждения», в котором И. Кант анализирует эстетическое отношение к миру с позиций теологии.

Вопросы Канта

И. Кант считал, что духовные интересы человека выражаются в следующих вопросах:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен делать?
  • На что я смею надеяться?

Эти три вопроса, вместе взятые, могут быть сведены к четвертому (главному) вопросу: что такое человек?

Ответы на эти вопросы должны дать составные части философской системы, которую строил И. Кант:

  • на первый вопрос ответ даётся в метафизике, то есть в философии;
  • на второй — в этике, науке о морали;
  • на третий — в религии и на четвёртый — в антропологии.

В центре его философии — человек, которого он считает активным и деятельным.

Теория и учение

В творчестве Канта усматриваются два основных блока:

  • теория познания;
  • учение о бытии, нравственности и морали.

Кант утверждал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.

В центре внимания онтологии Канта находится бытие-процесс, истолковывающийся как жизнь. По мнению мыслителя, жизнь — это не абстрактное понятие, а бытие определенного индивида.

Теория познания И. Канта

В теории познания Кант выступает как агностик. Он утверждает, что познать действительный мир, окружающую действительность невозможно. Предшественники И. Канта в качестве главных аргументов непознаваемости мира называли тот факт, что невозможно познать бесконечный мир. который к тому же изменчив, конечным набором человеческих чувств, каждое из которых, в свою очередь, тоже ограниченно. Так, у человека пять чувств, но они ограниченны; мы не видим ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, а воспринимаем видимый спектр от 440 до 760 миллимикрон; мы не слышим ультра- и инфразвук. Следовательно, трудности познания они стремились аргументировать особенностями объекта познания.

И. Кант выдвигает гипотезу, что причиной трудностей познания является не объект — действительный мир, а субъект познавательной деятельности — человек, вернее, его разум. Возможности разума ограниченны, как только он пытается выйти за собственные рамки, он наталкивается на неразрешимые противоречия. И. Кант выделяет четыре таких противоречия, которые он называет антиномиями. Он считает, что с помощью разума невозможно доказать или опровергнуть одновременно два взаимоисключающих друг друга противоположных утверждения. Пример такой антиномии: ограниченность пространства и времени, которая включает в себя два тезиса:

  • мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве;
  • мир не имеет начала во времени и безграничен.

Наличие антиномий, по Канту, есть доказательство ограниченности человеческого разума в познании.

И. Кант выделяет три вида знаний.

  • Знание a priori — доопытное, врождённое человеческое знание, которое изначально содержится в разуме человека и не требует никакого опытного доказательства. Знание a priori — достоверное и всеобщее.
  • Знание a posteriori — это знание, полученное человеком в результате опыта. Это знание предположительное; каждое такое знание необходимо проверять. Опытное знание способно делать ошибки, оно не может считаться достоверным и всеобщим.
  • Знание в виде «вещи самой по себе». У Канта понятие «вещь сама по себе» — центральное понятие не только в теории познания, но и во всей философии. «Вещь сама по себе» — это внутренняя сущность вещи, она не доступна человеческому разуму и никогда не может превратиться в «вещь для нас», в познанную вещь.

Исходя из этого Кант выделяет два мира.

  • Мир «вещей самих по себе», который он называет миром ноуменов. Эти ноумены существуют объективно, вне и независимо от нашего сознания. Именно они оказывают воздействие на органы чувств человека и вызывают ощущения. Разум человека приводит эти ощущения в систему, и в человеческом разуме возникает целостная картина внешнего мира. Однако эта картина не имеет ничего общего с действительным миром. Это только видимый мир.
  • Мир «вещей для нас» — это образы внешнего мира. Кант называет этот мир миром феноменов.

Человек может познать только мир феноменов, а реальный мир абсолютно не может быть познан разумом, он принципиально непознаваем.

Таким образом, Кант считает, что агностицизм имеет как внешние причины (внутренняя сущность вещей самих по себе), так и внутренние, которые обусловлены особенностями самого разума — невозможностью с помощью разума разрешить противоречия — антиномии.

Что касается познания феноменов, то И. Кант утверждал, что существуют «два пня» познания — чувственное и рациональное. Каждый из этих видов познания даёт человеку знание о феноменах, а сравнение результатов чувственного и рационального познания даёт нам гарантию истинного знания о феноменах.

В теории познания Кант рассматривал, как создаётся наше знание о действительности и как представления познающего субъекта относятся к предмету познания, как чувственное познание создаёт возможности для создания общих суждений, относящихся к действительному миру. Кант определил эту проблему как трансцендентальную (исследующую всеобщие, выходящие за пределы индивида и его разума предпосылки познания).

Кантовская теория познания отрицает традиционный взгляд на отношения между предметом (объектом) и субъектом познания и указывает на приоритет именно субъекта в познании. Сам И. Кант назвал такой новый подход к теории познания «коперниковским переворотом» в теории познания.

0.139 сек.