Философия Древней Греции. Античная философия

Grandars Философия История философии
от VII в. до н.э. и до IV в. н.э.

Древнегреческая философия — результат развития средиземноморской культуры, прежде всего культуры Древней Греции, включая её колонии, и Древнего Рима. Иногда её называют античной философией, которая развивалась и на территории, позднее названной Римской империей.

Главной особенностью древнегреческой философии является то, что она практически независима от религии. Другой особенностью древнегреческой философии является стремление к гармонии, и эта особенность очень характерна для греческой культуры в целом. Мир в древнегреческой философии понимается как существующий вечно, поэтому здесь не рассматривается проблема происхождения (сотворения) мира. Первостепенными проблемами для философии Древней Греции были проблемы онтологии и этики.

В истории древнегреческой философии можно выделить четыре периода.

Досократики

Первый период (конец VII — 1-я половина V в. до н.э.). Его называют чаще всего досократическим, иногда — этапом философии природы или физическим (от fiziks — природа). В центре философских размышлений этого периода — космос и его структура. Это период преимущественно материалистической философии (за редким исключением). В числе мыслителей этого периода можно назвать Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора и пифагорейцев, Парменида, Зенона Элейского, Гераклита, Леркиппа, Демокрита.

Главной проблемой первых европейских философов становится проблема первоосновы мира — «архэ». Первые досократические философские школы возникли в VII-V вв. до н.э. в древнегреческих полисах — городах-государствах. К наиболее известным философским школам относятся:

  • милетская школа (от названия Милет — это был крупный полис на ионическом побережье Малой Азии, сейчас это территория Турции) — к этой школе относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;
  • школа Гераклита из Эфеса — крупного древнегреческого философа, диалектика;
  • школа атомистов — материалистическая философская школа, основанная на гипотезе об атомах; к ней относятся Левкипп и Демокрит.

Милетская школа

Фалес Милетский (640/624-548/545 до н.э.) — его известные идеи сводятся к следующему:

  • Магнит имеет душу.
  • Земля плавает.
  • Всему начало — вода.

Анаксимандр (610-547/540 до н.э.), также философ из Милета. Вслед за Фалесом он уделяет важное внимание воде: по его мнению, первые животные были рождены во влаге. Человек, по его мнению, произошел от животных другого вида, так как новорожденный неспособен самостоятельно добывать пищу.

Анаксимен (585/560-525/502 до н.э.), ученик Анаксимандра, полагал началом всему воздух. Он полагал, что все есть различные состояния воздуха. Самый разреженный воздух — это огонь. Более густой — ветер. Далее, по мере сгущения, облако, вода, земля, камни. В принципе, это логично. Может же вода находиться в различных фазах: жидкость, пар, лед.

Йонийская школа

Парменид (конец VII-VIв. до н.э.) написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.

Зенон (ок. 490 до н.э. — ок. 430 до н.э.), современник и единомышленник Парменида.

Школа атомистов

Демокрит (около 460 — около 370гг. до н.э.) — древнегреческий философ-плюралист, основатель атомизма. Демокрит превосходил многих философов своего времени богатством знаний, остротой и логической правильностью своего учения.

Согласно Демокриту, весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Демокрит называл атомами не только физические частицы, но и единицы ума, а пустоту — глупостью.

Благодаря Пармениду и Демокриту, философия начала интенсивное развитие, ее главной целью стал вопрос о человеке и его месте в мире. Оптимизм в вопросах познания сменился скептицизмом.

Гераклит и Пифагор

Классический этап развития философии Древней Греции

Второй период (IV в. до н.э.) называется классическим. Эта философия развивалась в центральной Греции, а ещё точнее в Афинах. Древнегреческая философия в этот период достигла своего наивысшего расцвета. Позже Грецию этого периода стали называть колыбелью европейской культуры и цивилизации. Интересы философов этого периода были сконцентрированы на проблемах онтологии; этот период характеризуется преимущественно развитием идеалистической философии.

К классическому периоду развития философии Древней Греции принято относить таких выдающихся философов, как Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ

Сократ занимает особое место в истории философии не только греческой, но и европейской. Именно ему принадлежит заслуга переформулировки предмета философии. Если предыдущий период возникновения и развития древнегреческой философии (который, напомним, назывался досократическим) принёс достижения в области науки о природе, космосе, то начиная от Сократа философия становится преимущественно наукой о человеке и его делах. Это было такое существенное изменение предмета философии, что его можно характеризовать как перелом в истории развития философии.

Платон

Платон (427-348 гг. до н.э.), настоящее имя — Аристокл, родился в Афинах в аристократической семье. Молодой Платон отличался не только знатным происхождением, но и довольно широкими интересами: увлекался гимнастикой, верховой ездой, борьбой, учился музыке и живописи.

Однако все многосторонние интересы были принесены Платоном в жертву увлечению философией, которая стала делом его жизни и достижения в которой принесли ему не только европейскую, но и мировую славу, имеющую непреходящее значение. Подлинный переворот во взглядах Платона произошёл благодаря встрече с Сократом, которого он узнал в возрасте 18 или 20 лет, когда его Учителю было уже за шестьдесят.

Аристотель

Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима

Третий период (от конца IV в. до н.э. и до начала нашей эры). Интерес к онтологическим проблемам в это время падает, а на первый план выдвигается заинтересованность проблемами этики. Наиболее известной в это время стала так называемая греческая философия жизни и её три школы: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

После смерти Аристотеля начинается эллинистический этап, или этап развития греческой философии жизни. IV век до нашей эры характеризуется кризисом греческой цивилизации: отдельные города-государства (полисы) вошли в состав империи Александра Македонского, свободные граждане этих полисов стали подданными монарха, а их свобода стала существенно ограничена. Следствием этого явилась изоляция граждан от общества: каждый замыкался на собственных интересах. Поэтому и в философии этого периода на первый план вышла этическая проблематика.

В этот период возникли три новые философские школы: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Главной проблемой эллинистической философии стал вопрос: «Как нужно жить, чтобы быть счастливым, и как человек может достичь счастья в жизни?» На этот вопрос новые философские школы давали разные ответы.

Эпикуеризм

Эпикурейцы считали, что для того чтобы быть счастливым, необходимо избавиться от злых желаний, избегать страданий и стремиться к наслаждениям.

Стоицизм

Стоики считали, что необходимо жить в согласии с природой.

Скептицизм

Скептики считали, что нужно во всём сомневаться и не стремиться постичь истину.

Неоплатонизм

Четвёртый период (от I до IV в. н.э.) называют неоплатонизмом. Это этап упадка специфически греческой философии. На первый план выдвигаются проблемы души, веры, избавления (спасения). Это период формирования новых философских мотивов, которые составят проблематику философии и теологии Средневековья.

Смотрите далее:

{{grup_id_318}}
0.137 сек.