Добродетель — признак нравственного совершенства, который служит оценкой поступков личности со стороны других людей.
Типология моральных добродетелей — это отнесение добродетелей к определенному виду в соответствии с их сущностью, направленностью, источником происхождения и целью формирования.
В зависимости от источника формирования и природы добродетелей Аристотель выделяет добродетели ума и добродетели характера:
- разумные добродетели развиваются в человеке благодаря обучению. К ним относятся мудрость, сообразительность и рассудительность;
- нравственные добродетели происходят в силу привычек-нравов. К ним относятся благоразумие, мужество и справедливость.
Добродетели являются серединой между пороками чрезмерности и недостатка:
- мужество — середина между отвагой и трусостью, оно символизирует отношение человека к опасности;
- благоразумие — середина между распущенностью и бесчувственностью, показывает отношение человека к другим людям в соответствии с принципом добра;
- щедрость — середина между расточительностью и скупостью, выражает отношение человека к материальным благам;
- величавость — середина между высокомерием и приниженностью, указывает на отношение человека к чести и бесчестию;
- ровность — середина между гневливостью и равнодушием, показывает особенности отношения человека к различным вещам;
- правдивость — середина между хвастовством и притворством, указывает на степень искренности человека;
- остроумие — середина между шутовством и неотесанностью. является свидетельством живости и гибкости ума;
- дружелюбие — середина между двуличием и угодничеством, выражает степень искренности в отношениях между людьми;
- стыдливость — середина между бессовестностью и робостью.
Все перечисленные виды добродетелей составляют органическую целостность системы морали.
Д. Юм, историк и философ английского Просвещения, полагает, что источником нравственности являются чувственные восприятия. Поэтому порок и добродетель могут сравниваться с восприятиями звука, цвета, тепла или холода. Добродетель — способность человека чувствовать особое удовольствие при восприятии действительности или получении знания. Иными словами, добродетель содержится в чувстве удовольствия, и все воспринимаемое таким образом расценивается как добродетельное.
Д. Юм разделяет добродетели по источнику происхождения на два основные вида:
- естественные добродетели — нравственные качества, порожденные личной симпатией и единичными случаями проявления нравственности. Они совершаются ради блага одного человека и происходят из его чувств. К ним принадлежат человеколюбие и великодушие;
- искусственные добродетели — нравственные качества или общественно принятые добродетели, которые содействуют общественному благу и интересу. Они проистекают из различных условий общественной жизни. К ним принадлежат справедливость, любовь, мудрость, умеренность, воздержание, трудолюбие и предприимчивость.